Власова Софья Константиновна

Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Москва

VlasovaSK@mgpu.ru

УДК 372.4

Аннотация.В статье приведено описание особенностей влияния животных на всестороннее и гармоничное развитие личности дошкольников. Автор рассматривает способность животных облегчать межличностное взаимодействие детей друг с другом, выступая в роли «социального катализатора».Раскрывается влияние животного на полноценное, гармоничное развитие каждого аспекта личности ребенка.

Ключевые слова:дошкольное образование; животные; развитие личности; воспитание; полноценное развитие.

PRESCHOOL EDUCATION

Original article

The influence of animals on the full development of the child’s personality

Abstract. The article describes the peculiarities of the influence of animals on the comprehensive and harmonious development of the personality of preschoolers. The author examines the ability of animals to facilitate interpersonal interaction of children with each other, acting as a «social catalyst». The influence of the animal on the full, harmonious development of each aspect of the child’s personality is revealed.

Keywords: preschool education; animals; personal development; upbringing; full-fledged development.

Опираясь на различные древние источники, можно заметить, что между человеком и животным существует древняя связь. Данные отношения можно проследить как в исторической литературе, так и в искусстве. С давних времен человек «одомашнивает» диких животных, приписывая человеческие качества, часто животные становятся верными друзьями и членами семьи.

Домашние животные, по мнению Н. А. Рыжовой имеют свойство влиять на развитие личности детей в том случае, если взрослый научит ребенка правильному обращению с ними[9, с. 15]. Важно прививать ребенку такие навыки, как: забота, сопереживание, ласка, умение чувствовать состояние животного и понимать его желания. Данные моральные качества являются неотъемлемой частью развития личности ребенка.

Л. З. Масловская и А. А.Бачурина[5, с.40] изучая развитие личности ребенка, в своей работе утверждают, что различные аспекты личности ребенка развиваются посредством знакомства его с окружающим миром, тем самым побуждая интерес к познанию природной среды. Благодаря наблюдению и взаимодействию с различными животными, такими как белки, ежи, рыбки, птицы и др., ребенок учится ухаживать и заботиться, проявляет интерес, обращает внимание на их особенности. Реакция животного на проявленную ребенком заботу и ласку способствует проявлению таких качеств, как доброта и сердечность.

В настоящее время основной целью образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе: интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое совершенствование.Домашние животные благотворно влияют на нервную систему ребенка, обладает успокаивающим и утешающим действием; содействует преодолению замкнутости и раскрепощению у неуверенных в себе детях; тактильный контакт способствует расслаблению мускулатуры, снижению тревожности и эмоционального напряжения.

Во время взаимодействия с животными, ребенку важно получать от них эмоциональное общение, физический контакт, тепло и любовь. Наличие в доме животного способствует развитию навыков общения у ребенка, снижению уровня стресса, улучшению физических навыков и эмоциональной отзывчивости.

В многих семьях животные живут с самого рождения ребенка, однако большое количество семей, которые только планируют их завести. В таком случае знакомство ребенка с животным следует начинать с помощью книг, в которых присутствуют крупные изображения животного хорошего качества. Важно рассказать детям об особенностях домашнего животного и правилах его содержания. В таком случае ребенок будет морально готов к появлению в семье нового живого существа, будет знать, как реагировать на проявление особого внимания животного.

Бывают случаи, когда завести домашнее животное не представляется возможности, например наличие у одного или нескольких членов семьи аллергии. В таком случае важно познакомить ребенка с различными видами животных с помощью изображений, видео и аудио записей, плакатов, постеров, игрушек и игрового материала с изображением животных. С помощью дидактических и динамичных игр рассказать о различных особенностях домашних животных и научить заботиться, сопереживать, ухаживать.

В своей работе Т. М.Охлопковауказывает на то, что животные способствуют формированию развитию личности дошкольника, оказывая положительное влияние на интеллектуальное, гуманное, моральное, эстетическое, трудовое воспитание и физическое развитие [8, с.75].

Наблюдая за животными, ребенок познает окружающий мир, получает первые знания о природе. Взрослому важно создать вокруг ребенка условия, в которых у него появится возможность большое количество времени взаимодействовать с животными, изучать особенности их поведения, наблюдать за их привычками, ухаживать. Также необходимо рассказать ребенку о многообразии живых существ, показать их различие и условия жизни.

Важной отличительной особенностью взаимодействия ребенка с животным является развитие сенсорных способностей у детей. Во время контактирования дошкольника с животным у ребенка активизируется сразу несколько органов чувств, такие как осязание, обоняние, зрение, слух, вестибулярный аппарат. Во время прикосновению к животному, ребенок ощущает тепло, мягкость, текстуру шерсти. С помощью ребенок учится различать запахи человеческого происхождения и животного. Благодаря активным играм с домашними животными у ребенка формируется чувства равновесия, положения в пространстве, ускорение и замедление.

Рассматривая влияние животного на полноценное развитие личности ребенка необходимо отметить, что внимательное наблюдение ребенка за животным и последующее обсуждение его поведения со взрослым способствует развитию у дошкольника логического мышления, путем выстраивания логических связей. Также наблюдение и взаимодействие с животным формируют у ребенка любопытство и наблюдательность, способствуют развитию воображения, мышления, творческих способностей.

В работах П. И.Фроловой, А. В. Горинойи М. Г. Дубыниной указывается на то, что животные могут стать источником для эстетического воспитания и развития. Проявление творческой активности может наблюдаться в рисунках, стихотворениях, рассказах о животных собственного сочинения. Можно заметить, что детям дошкольного возраста нравиться делиться своими впечатлениями в данной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что домашние животныеявляются источником умственного, нравственного, духовного и физического развития детей дошкольного возраста.Животные оказывают положительное воздействие как на развитие эмоционального и психологического развития, так и на получение знаний об окружающем мире.

Список источников

  1. Беляева Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника //Наука и школа. – 2017. – №. 1. – С. 81-84.
  2. Вологдина И. В., Третьяков А. Л. Воспитание гармонично развитой личности дошкольника средствами экологии //Академия профессионального образования. – 2019. – №. 10. – С. 65-73.
  3. Гагарин А. В., Новиков С. О. Эффекты межвидового взаимодействия в группе» человек-домашнее животное»: этологические и психологические аспекты //Акмеология. – 2019. – №. 1 (57). – С. 176-185.
  4. Карпова С. И., Савенкова Т. Д., Муродходжаева Н. С. Создание образа человека в портрете как фактор развития у старших дошкольников эмоционального интеллекта и социальной компетентности //Ребенок и мир: открытые возможности. – 2018. – С. 83-88.
  5. Масловская Л. З., Бачурина А. А. Влияние эколого-развивающей среды ДОО на развитие личности дошкольника //Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. – 2016. – С. 39-41.
  6. Муродходжаева Н. С. Педагогика игры: лингво-культурологический аспект. – 2014.
  7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Тривола, 2015.
  8. Охлопкова Т. М. Чем животные отличаются от людей //Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – 2018. – С. 74-77.
  9. Палий В. И. Проблема личности в образовании //Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения. – 2018. – С. 201-203.
  10. Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом–природа» //Я и природа. – 2016. 197 с.
  11. Фролова П. И., Горина А. В., Дубынина М. Г. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях. – 2019.

References

  1. Belyaeva E. N. Emotional and value attitude of students to wildlife as one of the conditions for the development of a student’s personality //Science and school. – 2017. – No. 1. – pp. 81-84.
  2. Vologdina I. V., Tretyakov A. L. Education of a harmoniously developed personality of a preschooler by means of ecology //Academy of Professional Education. – 2019. – No. 10. – pp. 65-73.
  3. Gagarin A.V., Novikov S. O. Effects of interspecific interaction in the group «man-pet»: ethological and psychological aspects //Acmeology. – 2019. – №. 1 (57). – Pp. 176-185.
  4. Karpova S. I., Savenkova T. D., Murodkhodzhaeva N. S. Creating the image of a person in a portrait as a factor in the development of emotional intelligence and social competence in older preschoolers //The child and the world: open opportunities. – 2018. – pp. 83-88.
  5. Maslovskaya L. Z., Bachurina A. A. The influence of the ecological and developmental environment of preschool education on the development of a preschooler’s personality //Questions of modern pedagogy and psychology: a fresh look and new solutions. — 2016. – pp. 39-41.
  6. Murodkhodzhaeva N. S. Pedagogy of the game: linguoculturological aspect. – 2014.
  7. Obukhova L. F. Child psychology: theories, facts, problems. – Trivola, 2015.
  8. Okhlopkova T. M. How animals differ from people //Actual problems of personality development in ontogenesis. — 2018. – pp. 74-77.
  9. Paliy V. I. The problem of personality in education //Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation. — 2018. – pp. 201-203.
  10. Ryzhova N. A. The program of ecological education of preschoolers «Our home is nature» //I and nature. – 2016.
  11. Frolova P. I., Gorina A.V., Dubynina M. G. Psychological and pedagogical development of human personality in modern conditions. – 2019.