Чекунова Елена Юрьевна

Магистрант ГАОУ ВО «Московский городской

педагогический университет» г. Москва

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент,

доцент департамента педагогики ГАОУ ВО «Московский городской

педагогический университет» г. Москва

Муродходжаева Наталья Сергеевна

УДК 373.21

Аннотация. Автор статьи обосновал актуальность исследования уровня речевой культуры детей дошкольного возраста. Владение компонентами речи (нормативным, коммуникативным, этическим) является необходимым условием готовности ребёнка к школьному обучению и успешному личностному развитию. В статье представлены результаты диагностического исследования умения детей составлять рассказ-описание, рассказ по сюжетной картинке и творческий рассказ. Автором проанализированы особенности речевой культуры дошкольников.

Ключевые слова: речевая культура дошкольников, развитие дошкольников, инновационные педагогические технологии, игровая деятельность.

Abstract.The author of the article determined the relevance of the study of the level of speech culture of preschool children. Possession of speech components (normative, communicative, ethical) is a necessary condition for a child’s readiness for school education and successful personal development. The article presents the results of a diagnostic study of children’s ability to compose a story-description, a story based on a plot picture and a creative story. The author analyzes the features of the speech culture of preschoolers.

Key words: speech culture of preschoolers, development of preschoolers, innovative pedagogical technologies, game activity.

Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в социуме, ему необходимо овладеть таким важным навыком, как общение с людьми при помощи речи. Речь является важной психической функцией человека, и без достаточного овладения речью у ребенка будет неизбежно наблюдаться замедление интеллектуального развития, проблемы в обучении [2].

Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста обязательно подразумевает овладение основами речевой культуры. В деле развития речевой культуры дошкольников важно развивать все аспекты речи, обучать детей нормам её компонентов – нормативного, коммуникативного и этического [3].

Перед началом работы по формированию должного уровня речевой культуры у дошкольников важно провести исследование и оценить развитие устной речи дошкольников. В связи с этим было проведено исследование на базе дошкольного образовательного учреждения г. Луганска, испытуемые ‒ дети дошкольного возраста 5-6 лет. В исследовании приняло участие 40 детей.

Для исследования были использованы следующие диагностические методики: «Опиши куклу» (автор О.С. Ушакова), «Составление рассказа по картинке»(автор Р.Р. Калинина), «Расскажи другу» (автор Л.В. Танина) [1]. Эти методики нацелены на оценку умения детей составлять рассказ-описание, рассказ по сюжетной картинке и творческий рассказ совместно с педагогом. 

По результатам составления рассказа-описания 35% обследуемых дошкольников показали высокий уровень умения, у 48% — средний уровень, низкий уровень имеют 17% детей.

Целесообразно представить полученные результаты наглядно на рисунке 1.

Рисунок 1 ‒ Результаты по методике «Опиши куклу»

При составлении рассказа-описания дошкольники, согласно результатам анализа, периодически неточно описывают элементы игрушки, упускают довольно важные её части, зачастую описание игрушки происходит без указания на объект.

По результатам составления рассказа по сюжетной картинке 23% обследуемых дошкольников продемонстрировали высокий уровень умения, 57% — средний уровень и 20% испытали серьезные затруднения при выполнении задания.

Полученные результаты представим в виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2 ‒ Результаты по методике «Составление рассказа по картинке»

При составлении рассказа по сюжетной картинке дошкольники стараются установить все значимые связи между действующими лицами и изображенными явлениями. Но в полной мере сделать это удается не всем. Дети используют преимущественно неполные, простые предложения, связывая их части с помощью союза «и». Допускают неточности при описании сюжета картинки или упускают его важные детали. Также часто присутствует композиционная незавершенность: дошкольники пропускают структурные части своего рассказа. В монологах большинства испытуемых нет четкой структуры построения высказывания.

При составлении творческого рассказа совместно с педагогом дети показали следующие результаты: 18% дошкольников имеют высокий уровень, 57% — средний уровень и 25% — низкий уровень.

Представим полученные результаты наглядно на рисунке 3.

Рисунок 3 ‒ Результаты по методике «Расскажи другу»

Составление творческого рассказа доставляет наибольшие трудности для дошкольников. Нередко дети вместо существительного употребляют личные местоимения (он, она), указательные местоимения (это, этот), наречия места (здесь, тут) и т.п. Затрудняются выразить свои мысли при помощи развёрнутых предложений. Словарный запас детей не позволяет красочно и ярко передать нужную информацию.

Таким образом, согласно проведенному исследованию, только 18-35% участников показали высокий результат развития речевой культуры, 17%-25% -имеют низкий показатель. Следовательно, основываясь на полученных результатах, необходимо постоянно осуществлять работу по формированию речевой культуры с детьми уже в дошкольный период, а также использовать приведенные ( и другие) диагностические методики для периодического мониторинга динамики развития показателей развития речевой культуры каждого дошкольника.

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика детей дошкольного возраста / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск, 2016. – 324 с.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GOLOVIN
  3. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения/ Автореферат дис.на соиск. уч.степени канд. пед.наук. – Якутск, 2018. – 20 с.