Дикова Юлия Васильевна,

заместитель директора ФИСО АО «ЭЛТИ-КУДИЦ»

Магистрант ИППО МГПУ

dikova07@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования технологий STEM-образования в процессе изучения иностранного языка. Проанализированы возможности внеурочной деятельности для данных возможностей.

Ключевые слова: технология, STEM-образование, младшие школьники, внеурочная деятельность.

В настоящее время значительно возрос интерес к вопросам обучения детей иностранному языку. Зарубежные и отечественные исследования раскрывают и описывают теоретические и практические аспекты обучения детей иностранным языкам. Исследователи единогласно сходятся во мнении, что в дошкольном и младшем школьном детстве, во-первых, изучение языка нацелено в большей степени на изучение зарубежной культуры; а, во-вторых, изучение иностранного языка в детском возрасте благотворно сказывается на общем развитии ребёнка. В будущем раннее изучение второго языка настраивает ребёнка на освоение новых культур и языков, в целом благоприятно сказывается на формировании личности подрастающего человека.

Не стоит относиться с опасением даже в том случае, когда образовательное учреждение предлагает к изучению не тот язык, который ребёнок начал изучать на предыдущей ступени обучения. В этом нет ничего страшного. В дошкольном и младшем школьном детстве ребёнок еще не испытывает страх перед ошибками, в то же время, у него заложены основы подхода к изучению иностранного языка. В связи с этим в большинстве случаев ребёнок готов приступить к освоению нового языка.

Тем не менее для изучения иностранного языка, необходимо соблюсти ряд немаловажных условий. Остановимся на них более подробно.

Во-первых, у ребенка должны быть сформированы положительная мотивация и интерес к иноязычному общению.

Во-вторых, в процессе обучения должна создаваться благоприятная ситуация для самовыражения и самореализации.

В-третьих, целью педагога должно быть не овладение конкретным языковым и речевым материалом, а развитие личности ребенка, его интеллектуальных (когнитивных) и эмоционально-волевых способностей, личностных качеств, которые проявляются, прежде всего, в языке. Поскольку для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста иностранный язык не является самоцелью, процесс обучения не должен строиться как процесс целенаправленного формирования иноязычной коммуникативной компетенции и общего представления о системе изучаемого. Для ребенка важно, что «приносит» с собой язык, а значит, содержательные аспекты обучения (о чем говорить, слушать, писать, что делать, в том числе и с помощью изучаемого языка), отвечающие потребностям конкретного ребенка в общении и познании, являются приоритетными по отношению к языковым.

Вопросы, связанные с обучением иностранному языку младших школьников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком (Е.И. Негневицкая, В.С. Мухина). Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Язык для ребенка — это прежде всего средство развития, познания и воспитания. «Сверхзадачей на ранней ступени обучения должно стать развитие личности ребенка средствами иностранного языка, что предполагает формирование потребностей и мотивов познавательной деятельности, любознательности и специальных интересов, сообразительности и нестандартности мышления, творческого воображения и учебных способностей.

Итак, в содержание обучения иноязычному общению на ранней ступени необходимо ввести следующие четыре аспекта: развивающий (приоритетный), воспитательный, познавательный и учебный. Цель обучения по всем этим аспектам может быть сформулирована следующим образом:

— развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком (внимания, памяти, мышления);

— удовлетворение познавательных потребностей ребенка (знакомство с праздниками, с традициями и обычаями стран изучаемого языка, знакомство с достопримечательностями стран изучаемого языка);

— создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком;

— воспитание гражданина не только своей страны, но и мира (воспитание понимания, уважения и толерантности к другой культуре, воспитание правильной оценки себя и других, воспитание уважительного отношения к людям);

—  повышение результативности овладения языком.

Все аспекты обучения иноязычному общению тесно взаимодействуют, в результате чего изучение иностранного языка и обучение ему вносит свой вклад в формирование личности учащегося, его моральных качеств и интеллектуальных способностей.

Виднейшие советские психологи, такие, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, считают, что при организации обучения следует опираться на особенности, качества и свойства, которые уже являются созревшими чертами личности ребенка. При четком определении психологических возможностей ребенка и трудностей, которые он может встретить в процессе обучения, можно создать методику, несущую в себе развивающий и образовательный потенциал.

Резюмируя всё вышесказанное, выделим особенности детей младшего школьного возраста, эти особенности легко выделить, обозначив их через потребности:

— потребность в движении;

— потребность в общении;

— потребность ощущать безопасность;

— потребность в похвале за успехи;

— потребность чувствовать себя личностью.

Всё это должно учитываться педагогами иностранного языка в младших классах. В таком случае будет реализована воспитывающая, развивающая, общеобразовательная функция иностранного языка как учебного предмета, особенно в наиболее благоприятный в освоении языка из всех периодов – дошкольный и младший школьный возраст.

Обратим внимание на ведущие принципы обучения иноязычному общению младших школьников. Так, в методике преподавания иностранных языков выделяются три подхода к обучению «в зависимости от того, какой из аспектов (лингвистический, психологический и социальный) является исходным, для определения стратегии обучения иностранному языку: лингвистический, условно-коммуникативный и коммуникативный».

Также выделяют еще два подхода: «межкультурный» и «компетентностный».

Лингвистический подход является базой отечественной методической науки середины XX века, основывается «на господствовавшем долгое время в лингвистике и, следовательно, в методике противопоставлении понятий «язык».

Компетентностный подход был разработан по инициативе Совета Европы в 80-90-е годы. Суть данного подхода заключается в формировании компетенции (способности) к саморазвитию личности учащегося. В рамках данного подхода была предпринята попытка создания стандартной терминологии или общепонятного языка для описания того, что составляет предмет изучения, а также для описания уровней владения языком. Кроме этого, были установлены критерии «чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной».