Иванова Анастасия Дмитриевна

Студентка

ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

msanas@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования иноязычной грамматической компетенции детей 8-9 лет. Проанализированы возможности внеурочной деятельности для формирования данной компетенции.

Ключевые слова: компетенция, иноязычная компетенция, грамматическая компетенция, младшие школьники, внеурочная деятельность.

Язык, как феномен культуры, является основной системой, передающей  установки и представления о мире, которые присущи каждому народу. Уникальность каждой культуры отражена и в каждой языковой картине мира. Однако некоторые языки имеют не только различия между собой, но и сходства, которые могут отражаться в лексике, фонетике или грамматике.  Следует отметить важность грамматики в структуре языка, так как владение знаниями о грамматических формах и умение их употреблять, позволяет корректно донести информацию. 

С точки зрения обучения грамматике иностранного языка, следует заметить, что различие в построении и употреблении грамматических форм в разных языках представляет собой наибольшую сложность. Именно поэтому во время объяснения грамматического материла на иностранном языке, учитель может прибегнуть к межкультурным сопоставлениям, чтобы показать сходства или различия в формировании и употреблении данных явлений, тем самым сняв сложность в понимании грамматических форм. 

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте по иностранному языку в качестве конечной цели обучения предусматривается овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, особенно указывается на продвинутую компетенцию в чтении. Проблема формирования грамматической компетенции на английском языке в начальной школе носит на сегодняшний день актуальный характер. Дети много смотрят телевизор, получают большое количество информации, работая с компьютером. В результате этого современные дети очень мало читают даже на родном языке. И, как следствие, у учащихся не автоматизируются механизмы декодирования графических символов, которые воспринимаются ими при чтении. Поэтому тот же процесс на английском языке не имеет подкрепления за счёт сформированности навыка чтения на родном языке.

Иностранный язык как учебный предмет занимает приоритетное положение в начальной школе, связано это прежде всего с развитием социально-экономических условий российского общества. Именно в начальной школе у обучающихся формируется основа языковых навыков и речевых умений, необходимых для последующего изучения ими иностранного языка как средства общения. В связи с этим требования государства к результатам лингвокультурной подготовки учащихся выражаются в умении использовать изучаемые языки в реальной межкультурной коммуникации, то есть взаимодействовать с партнером по общению, который принадлежит к другой культуре и при этом понимать его «чужеродность», «инаковость».

Данная проблема требует широкого рассмотрения, так как, применительно к сегодняшнему дню, существующие по большей части традиционные методики формирования грамматической компетенции на иностранном языке требуют определённой корректировки.

Основная цель обучения английскому языку в школе – формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся, т.е. научить их осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания в процессе общения с носителями иностранного языка. Согласно М.З. Биболетовой, коммуникативная компетенция состоит из 5 ключевых компетенций: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Речевая компетенция – это способность учеников к восприятию аудирования, к говорению и письму. Данная компетенция формируется с помощью средств обучения – аудиозаписей, аутентичных текстов, различных учебников и так далее. Языковая компетенция включает в себя владение произносительной, лексической и грамматической стороной речи, а также графикой и орфографией. Под социокультурной компетенцией понимается владение знаниями о стране изучаемого языка, а также умение представлять свою культуру. Умение выходить из сложного положения при дефиците языковых средств называется компенсаторной компетенцией. Завершающий компонент иноязычной коммуникативной компетенции – учебно-познавательная компетенция – включает в себя умение самостоятельно изучать языки и культуры.

Развитие иноязычной грамматической компетенции, как уже было заявлено ранее, является одной из основных целей обучения иностранному языку на всех ступенях изучения языка в школе. Грамматическая компетенция, будучи частью иноязычной коммуникативной компетенции, является важным и неотъемлемым элементом изучения иностранного языка.

Для успешного формирования грамматической компетенции у учащихся учителя прибегают к множеству способов. Согласно мнению многих ученых и исследователей учебный процесс должен повышать мотивацию учеников, заинтересовывать учеников в том, чтобы осваивать знания и применять их на практике.

Изучив основы английского языка в начальной школе, ученики, обучающиеся в основной школе, имеют достаточную базу знаний языка для успешного продолжения обучения и для дальнейшего совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции. Усвоив основы, являющиеся фундаментом для последующего изучения английского языка, ученики испытывают меньше трудностей с данным предметом. Помимо этого, овладев правилами принятого в обществе речевого поведения, ученики способны сделать свою речь более коммуникативной, что в свою очередь позволяет учителю, использующему игры в обучении, изобретать более интересные коммуникативные задания для учеников и ставить их в ситуации, более приближенные к жизненным. Помимо вышеперечисленных качеств, школьникам, принадлежащим к возрастной группе учеников основной школы, свойственны определенные психологические изменения. Данный возрастной период является одним из самых сложных в жизни подростков, так как они достигают возраста, являющимся переходным звеном между ребенком и взрослым человеком. В этот определенный период ученики испытывают проблемы с социализацией в классе и вне его, пытаются присоединиться к той или иной группе сверстников, идентифицировать себя как отдельную личность. В результате чего, меняются взгляды школьников на окружающую их действительность и на самих себя. Активное развитие самосознания и рефлексии над своей личностью и своими действиями порождает множество вопросов о жизни в целом и о себе.

Реалии современного мира диктуют свои законы, и это не просто поиск компромиссных решений глобальных проблем таких как терроризм, пандемии, перенаселение, но и существование в поликультурном многонациональном мире внутри страны, с чем уже столкнулись многие Европейские страны. Система образования должна своевременно реагировать на все эти изменения. Именно поэтому в качестве одной из первостепенных целей обучения иностранному языку Совет Европы называет многоязычие, владение минимум двумя иностранными языками, что должно явиться фактором общего политического и культурного личностного развития. Итогом проводимой политики становится то, что культурообразующая функция выходит на первый план в системе современного мирового образования.

Сегодня внеурочная деятельность по иностранному языку представляет собой важную систему, которая носит неоднородный характер в свете проведения различных развлекательных и воспитательных мероприятий, являющихся дополнительными к обязательной школьной программе.

Нестандартный подход в рамках внеклассного обучения иностранному языку помогает развивать эстетический вкус учащихся, а также мотивирует их к изучению иностранных языков в целом. Ключевыми целями данной деятельности являются создание ситуации успеха, которая формирует возможность у ребенка испытать радость и счастье в рамках обучения. Не менее важным является создание ощущения веры в самого себя, которое полностью пропитывает учащегося и помогает ему преодолевать определенные трудности языкового характера, раскрывая по-новому его возможности и способности. Внеурочная деятельность расширяет социальное пространство учащегося, создавая положительное влияние на учебную деятельность ребенка.

Говоря предметно, возможно утверждать, что внеурочная деятельность, направленная на изучение иностранного языка, развивает личностные качества учащегося. В случае формирования её грамотного подхода учащийся сможет продемонстрировать:

·Готовность и возможность самостоятельно развиваться;

·Формирование собственную мотивацию к обучению;

·Умение самостоятельно ставить перед собой цели обучения;

·Формирование установок на уровне межличностных отношений, которые несут ценностно-смысловую нагрузку;

·Навыки формирования политкорректного отношения учащихся. Важно говорить и о метапредметных качествах учащегося. В рамках внеурочного обучения учащемуся важно сформировать:

·Умение самостоятельно определять свои мотивы и интересы в рамках того или иного поприща;

·Умение грамотно выстраивать решения собственных задач на познавательном уровне;

·Умение самостоятельно осуществлять контроль за релевантной учебной деятельностью.

Важно понимать, что основными принципами организации внеурочной деятельности являются принципы добровольности, а также массовости. Помимо этого, важно учитывать принцип развития особенностей индивидуальности, а также интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.

Ключевыми принципами организации внеурочной деятельности по предмету иностранный язык, являются принцип научности и связи изучаемой теории с практикой. Выполняя проектное задание, готовясь к неделе иностранного языка, участвуя в викторинах или конкурсах, обучающиеся начинают использовать язык для передачи своих мыслей, следовательно, начинают в действии отрабатываться коммуникативные навыки. Но, для успешного взаимодействия на языке необходимо развитие иноязычной грамматической компетенции.

Беря во внимание все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что в процессе формирования грамматической компетенции при использовании проектной технологии во внеурочной деятельности происходит развитие личностных качеств обучающихся, таких как толерантность, готовность к сотрудничеству, умение работать в группе и ценить вклад каждого из участников процесса, а самое главное ликвидируется страх перед общением с представителем англоговорящей культуры, готовность к диалогу с учетом речевого и социокультурного такта и вежливости.