Черемисина Людмила Павловна

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад №26

пгт Горноуральский

Liudmilacheremisina@yandex.ru

УДК 373.2

Аннотация: в статье рассматриваются возможности развивающей предметной среды СТЕМ-образования в процессе реализации исследовательских и творческих проектов дошкольников в ходе образовательной деятельности, направленных на формирование мягких навыков.

Ключевые слова: СТЕМ-образование, softskills, мягкие навыки, проектная деятельность.

Annotation.the article examines the possibilities of developing the subject environment of STEM education in the process of implementing research and creative projects of preschoolers in the course of educational activities aimed at the formation of soft skills.

Keywords.STEMeducation, softskills, projectactivities.

Воспитанию подрастающего поколения в наши дни уделяется огромное внимание. На государственном уровне утверждены нормативные документы, регламентирующие этот процесс в образовательных учреждениях. Основными результатами реализации различных программ воспитания в образовательных учреждениях являются приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, формирование готовности к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, развитие социально – значимых качеств личности[3].

К социально – значимым качествам человека, педагоги и психологи относят индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и волю, а также способности, потребности, мотивацию, мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации[1].

Во ФГОС ДО, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования определяют такие социально – нормативные характеристики возможных достижений дошкольника, как владение основными культурными способами деятельности, установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; проявление инициативы, самостоятельности, воли и любознательности. Также выпускник ДОО способен выбирать себе род занятий, следовать социальным нормам поведения, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения[4]. Данные показатели являются составной частью такой образовательной категории, как Softskills/ мягкие навыки/ гибкие компетенции, которая пронизывает все образовательные и воспитательные направления работы образовательной организации, необходима в любом виде детской деятельности и заключается в умении работать в команде, лидерстве, креативности, коммуникабельности[2]. От сформированности мягких навыков зависит успешность социализации ребенка, а значит и овладение им социально – значимыми характеристиками личности, и как итог, воспитанности.

Интеграция воспитания, интеллектуального развития и социализации дошкольников становится возможной и эффективной при условии создания необходимый условий, в том числе развивающей предметно –пространственной среды и учебно – методического комплекта, предполагающих комплексный подход при организации образовательного процесса.

Одним из наиболее эффективных средств, на наш взгляд, является СТЕМ-образование. Модульная система одноименной парциальной программы позволяет использовать различные технологии в комплексе и по отдельности для решения не только развивающих, но и воспитательных задач в ходе реализации детских исследовательских и творческих проектов.

Дидактическая система Ф. Фребеляможет использоваться в реализации различных проектов и образовательных областей, развивая не только мышление дошкольников, но и формируя чувства прекрасного через «формы красоты», бережное отношение к предметам повседневной жизни через «жизненные формы».

Экспериментирование с живой и неживой природой в лаборатории детских исследований,  центре природы с аквариумом, комнатными цветами, «Яслями для деревьев», фенологическими календарямив СТЕМ – студии  позволяет организовать наблюдения в специально созданных условиях. Активно действуя в рамках данного модуля и его среды,  у детей интереснее проходит прогулка на экологической тропе детского сада. Ребята наблюдают за насекомыми, ставят эксперименты с природными материалами, ведут наблюдения за погодой; в процессе ознакомления с природой родного края, учатся бережному отношению к ней.

Оборудование, предусмотренное модулем «Математическое развитие дошкольников»используется как в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, так и в свободной игровой деятельности. Топорамы, головоломки, развивающие игры на основе геометрических фигур располагаются  не только в СТЕМ – студии, но и в центрах детской активности в группах. Они помогают детям самостоятельно организовать свободную деятельность, коммуникацию.

—  «Lego– конструирование»- любимое занятие современных детей. С раннего детства они с увлечением строят дома,машины, города. Однако, учитывая включение этой технологии в образовательный процесс дошкольной организации, Лего – конструирование становится средством ознакомления с окружающим предметным и природным миром. «Лего – дупло. Большая ферма» знакомит  с домашними животными и дает представление о сельскохозяйственном труде, «Дупло – трубки» используются при экспериментировании с водой, «Лего -edukations»  позволяет создавать целые сюжеты на социально значимые темы, а также по мотивам детской художественной литературы.

Робототехника объединяет в себе конструирование, техническое творчество, программирование, помогает  глубже познать окружающий мир и роль современных технологий в нем.Эта деятельность дает возможность ребенку-дошкольнику научиться находить нестандартные решения для любых задач, придумывать и реализовывать собственные идеи и проекты.

Образовательный модуль«Мультстудия.  Я творю мир» позволяет не только развивать детское творчество в ходе создания мультфильмов, но и формирует навыки работы в команде и нравственные качества в процессе съемки поздравительных мульт-открыток к таким праздникам, как «День матери», «День пожилого человека» и т.п.

Образовательная среда СТЕМ – образования привлекает детей своей насыщенностью, доступностью оборудования, интересного ребенку, отвечающего современным требованиям.

Наличие дидактических и игровых пособий СТЕМ – образования в центрах активности в группе ДООи коворкинг зоне позволяет реализовывать разные формы организации детей: индивидуальные занятия, групповые и подгрупповые образовательные мероприятия и досуги, в процессе которых ребята демонстрируют не только знания и умения, сформированные в ходе образовательной деятельности, но и мягкие навыки. Гибкие компетенции позволяют детям быть успешными в незнакомых для них условиях, сталкиваясь с нестандартными заданиями, а многообразное и многофункциональное оборудование СТЕМ – образования становится не только средством обучения, но и приобретает яркий воспитательный акцент.

Список литературы:

  1. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. – Ростовн/Д.: МарТ, 2005. – 448 с.
  2. Развитие softskills у детей дошкольного возраста / И. В. Цапарина, Е. Н. Паршина, В. М. Горбунова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 396-399.— URL: https://moluch.ru/archive/419/93094/ (дата обращения: 19.01.2023).
  3. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22//. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii(дата обращения: 28.07.2023)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. — URL: //https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 28.07.2023)