Луговская Елизавета Владиславовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ДДК «Ровесник» г. Челябинск»

E-mail: liza-liza38@mail.ru

Аннотация.  В статье рассматриваются возможности внедрения мультипликации в процесс обучения детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании и рассматривается процесс создания мультфильмов с помощью театрально-анимационного блока «СОЮЗМУЛЬТ-ЭЛТИ»

Annotation. The article discusses the possibility of introducing animation into the process of teaching children of primary school age in additional education and considers the process of creating cartoons using the theater and animation block «SOYUZMULT-ELTI»

Ключевые слова:мультстудия, технология, программа, дети, кадр.

Keywords: сartoon studio, technology, program, children, frame.

Современное образование предполагает появление новых технологий, которые смогут заинтересовать детей и привлечь их к самостоятельной образовательной деятельности. Прогресс не стоит на месте, а дети в силу своей гибкости воспринимают все новое быстрее, чем взрослые, поэтому зачастую педагоги не могут понять детей и направить их внимание на образовательную деятельность, так же дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности, им это быстро надоедает и поэтому они часто бросают одно занятие, переключаясь на другое. Чтобы ребенку было на самом деле интересно, ему нужно менять свой вид занятий, а в этом нам помогает театрально-анимационным блоком «СОЮЗМУЛЬТ-ЭЛТИ» (далее – мультстудия), которая отвечает всем требованиям современного образования.

Мультстудия – это современная технология, использующая как мультимедийные, так и технические средства. Процесс создания мультфильма сильно отличается от обычного образовательного процесса, но именно он в большей мере объединяет в себе знания, умения и навыки обучающихся и педагога [2].

Работая с детьми младшего школьного возраста, я остановилась на простых техниках анимации и покадровой съёмке. Для удобства работы я выбрала программу STEM-образования, а именно театрально-анимационный блок «СОЮЗМУЛЬТ-ЭЛТИ», который предоставляет возможности покадровой съёмки как в автоматическом режиме с выстраиваемым интервалом, так и вручную.

В работе над мультфильмами предпочтение было отдано следующим видам анимации: песочная, топорама (предметная анимация), кукольная анимация (с использованием кукол би-ба-бо), комбинированная.

А теперь рассмотрим сам процесс создания мультфильма. Перед началом работы с детьми нужно выделить основные этапы.

Работу с мультстудией можно начать с беседы с детьми о том, что же такое мультипликация, какие профессии связаны с ней и что же нужно для работы с мультипликацией. Затем идет знакомство с аппаратурой, техника безопасности и основные правила работы с компьютером.

Далее идет следующий этап – выбор произведения и погружение в него или же можно придумать с детьми свое авторское произведение. Снимая пальчиковый театр, мы с детьми придумывали маленькую сказку, а так как дети затруднятся в плане сочинения нового, я задала детям несколько вопросов (сколько персонажей будет в сказке? кто эти персонажи?) и только после этого мы стали придумывать сказку. Таким образом к обычным персонажам русских народных сказок (заяц, волк и лиса) присоединился тигр. Сказку с таким набором персонажей я не встречала, но мы справились. Устроив мозговой штурм, мы выслушали все идеи и собрали сказку по частям. А в конце и мудрую мысль добавили. Дети единогласно утвердили финальную версию сказки. На этом этапе не стоит забывать, что нужно решить из чего и как будут выполнены персонажи и декорации.

Раскадровка. Выбираем основные этапы в произведении (ключевые кадры, благодаря которым раскрывается история). Можно схематично зарисовать кадры и указать в сценарии, с каких слов начинается кадр, это поможет при озвучивании.

Разработка и создание персонажей и декораций. В зависимости от техники анимации изготавливаем персонажей и декорации. Выбрав пальчиковый театр, мы шили с детьми персонажей из фетра.

Подготовка необходимых материалов и оборудования. Сборка мультстудии, установка камеры, подключение компьютера и т.д.

Оживление персонажей и обыгрывание сюжета. Не стоит забывать, что у каждого персонажа должен быть свой характер, манера движения. Также необходимо определиться с тем, как будет говорить персонаж. Герой может смеяться, бояться, удивляться, злиться и т.д. В соответствии с ситуацией и характером героя нужно продумать его реплики, так персонаж будет более живым.

Съёмка мультфильма. Кто-то из детей или педагог выполняет роль оператора и садится за компьютер, а остальные занимаются декорациями и игрой персонажей. Если съёмка идет автоматически, то нужно просто следить за процессом, ведь неудавшиеся кадры можно удалить. Если съёмка идёт с перестановкой персонажей, то придётся вручную фиксировать каждый кадр. Чтобы движение было плавным нужно делать больше кадров.

Монтаж отснятого материала на компьютере. При необходимости кадры можно дублировать, перемещать и удалять.

Озвучивание. Записывание звуковой дорожки в программе или диктофоне. Наложение звука на отснятый материал. Для меня это самый сложный этап, так как зачастую продолжительность видео не совпадает с аудио, то есть картинка идет со своей скоростью, а звук либо отстаёт, либо спешит. Обычно на этот этап у нас уходит больше всего времени.

В процессе работы над мультфильмом мы столкнулись с проблемой записывания звуковой дорожки, так как звук записывается очень тихо. Дети в основном не могут громко проговаривать текст, так как часто путаются, забывают слова или стесняются, особенно если текст большой. Но мы нашли выход – мы записывали текст частями, поделив весь сценарий на маленькие фрагменты по несколько предложений, а потом пронумеровали их. Записав все фрагменты, мы просто по порядку вставили их в мультфильм, а благодаря тому, что любой кадр в программе можно переместить или удалить, подогнали картинку под звук, а где не хватало кадров, просто продублировали несколько соседних [1].

Заключительным этапом идет просмотр мультфильма.

Таким образом, можно создавать мультфильмы в разных анимационных техниках, просто следуя основным этапам. Детям безумно нравится работать над созданием мультфильмов, вживаться в роли и создавать что-то совершенно новое. Занятия всегда проходят очень весело, попутно записываются видео-журналы, прогнозы погоды от детей и местные новости, делаются смешные «неудачные» кадры.

В процессе работы над мультфильмом дети развивают мелкую моторику, учатся работать в команде, обучаются работе с техникой, изучают профессии, связанные с мультипликацией и тд. Создавая мультфильм, можно выбрать любую тему, таким образом досконально изучив ее, ведь информация в таком формате усвоится у детей лучше, а в итоге останется оригинальный продукт, который можно еще ни раз задействовать в другой работе. Таким образом можно изучать правила дорожного движения явления природы, изучать историю, биологию и другие; возможности мультстудии – безграничны.

Список литературы:

  1. Воропаев М.В., Каитов А.П., Карпова С.И., Львова А.С., Любченко О.А., Муродходжаева Н.С., Романова М.А., Серебренникова Ю.А., Цаплина О.В. Педагогический потенциал мультипликации в современном образовании дошкольников и младших школьников. – М.: Известия ИППО, 2021. – 150 с.
  2. Ширяева О.В. Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников в ДОУ / О. В. Ширяева, Г. А. Тимошенко, Е. Н. Юстус. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6810/ (дата обращения: 07.12.2022)