Мирзаахмедова Камила Одил кизи

Магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г.Москва

Аннотация. Социально-экономические, технологические и другие факторы снижают естественный эмоциональный фон развития ребенка, его эмоциональную отзывчивость. В старшем дошкольном возрасте растет число детей с выраженной агрессивностью и тревожностью, родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей в ущерб эмоциональному. Педагоги также недостаточно уделяют внимания развитию эмоциональной отзывчивости.

Ключевые слова: эмоциональное воспитание; эмоциональная отзывчивость; дошкольный возраст; дошкольное образован.

Abstract. Introduction. Socio-economic, technological and other factors reduce the natural emotional background of the development of the child, his/her emotional responsiveness. In older preschool age, the number of children with severe aggressiveness and anxiety is growing, parents pay more attention to the intellectual development of children to the detriment of the emotional development. Teachers also pay insufficient attention to the development of emotional responsiveness.

Keywords: emotional education; emotional responsiveness; preschool age; preschool education.

Постановка проблемы. Достоверно известно, что дошкольному возрасту соответствует период адаптации. В это время происходит формирование предпосылок для личностного развития детей. Огромное значение имеет качество взаимоотношений детей и взрослых. На первый взгляд может показаться, что первостепенной проблемой становится проработка взаимоотношений детей и родителей. Однако нередко воспитатели ДДО оказывают гораздо более сильное влияние в силу длительности совместного нахождения.

          Первые определения понятия «эмоциональный интеллект» появились в научной литературе в 1990-х гг. благодаря исследованиям Д. Мэйера и П. Сэловея. Авторы предложили определять эмоциональный интеллект в качестве способности индивида анализировать собственные чувства и эмоции, управлять данной сферой и применять данные сведения с целью моделирования мышления и поведения.

          В отечественной литературе широко известен подход, предложенный Д. Люсиным. Психолог предложил принимать за эмоциональный интеллект способность к восприятию и управлению эмоциями: как своими, так и чужими. К настоящему времени проблема развития эмоционального интеллекта поднимается все чаще. Многие исследователи рассуждают о проблеме развития данной сферы психики в дошкольном возрасте.

          В дошкольном возрасте происходит активное становление эмоциональной сферы. Дети приобретают навыки эмпатии и рефлексии. Так, сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы является раннее детство. В этот период каждому элементу эмоционального интеллекта соответствует определенный критический период. Данные периоды продолжаются в течение нескольких лет. Задачей взрослых является своевременное определение эмоционального состояния ребенка и содействие процессу освоения «правильных» эмоциональных привычек [4].

          Современные дети проводят достаточно много времени в дошкольных учреждениях. Соответственно, работа образовательной организации должна быть направлена на поиск индивидуальности ребенка, содействие процессу адаптации, обеспечение оптимального эмоционального состояния. Связующим звеном между развитием эмоционального интеллекта ребенка и самим ребенком становится воспитатель. Однако качество взаимоотношений «воспитатель-ребенок» зависит не только от уровня профессиональных компетенций воспитателя, но и от особенностей педагогического общения, а также индивидуально-психологических особенностей самого взрослого [2].

          Представляется, что воспитатель должен иметь такие психолого-педагогические компетенции, как:

— способность к восприятию эмоционального состояния ребенка;

— навык построения взаимоотношений с дошкольниками различного возраста;

— возможность контролировать собственные эмоции;

— достаточный уровень развития коммуникативной сферы;

— способность к анализу собственного профессионального поведения;

— настроенность на формирование у детей навыков самостоятельности и инициативности [3].

          Н.В. Моториной было проведено диагностическое исследование, основной целью которого стала оценка уровня развития эмоционального интеллекта воспитателей ДДО. Автор указывает на следующие результаты исследования. Огромное количество воспитателей выстраивает отношения с детьми на базе директивности. С целью поддержания дисциплины используются различные виды наказаний. Крайне редко воспитатели применяли тактильный контакт с целью поощрения детей. Н.В. Моторина подчеркивает проблемность отсутствия теплого отношения воспитателей. Так, взрослые редко встречают и провожают воспитанников, почти не обращают по имени. Во время приемов пищи встречается приказной тон вместе доброжелательной беседы. Педагоги не используют тактильный контакт для того, чтобы уложить детей спать. Однако важность теплого отношения в детском возрасте очевидна.

          Исследование специализированной литературы позволяет сделать вывод о том, что готовность к развивающему взаимодействию воспитателей с детьми следует рассматривать в качестве профессионального качества личности. Педагог должен осознавать, что каждый ребенок является уникальной личностью. Воспитательное воздействие должно быть направлено на поддержку и развитие инициативы, формирование «здоровых» качеств личности и формирование благоприятной эмоциональной атмосферы в детском коллективе [3].   

          Учитывая вышесказанное, сделаем вывод о том, что воздействие на эмоциональное состояние воспитателей ДДО является важным аспектом, который оказывает опосредованное влияние на развитие детей.

          Аюпова С.Л. разработала методику взаимодействия с воспитателями ДДО, позволяют определить уровень эмоционального интеллекта и скорректировать негативные моменты. Автор предлагает подразделить психологическую работу с воспитателями на следующие этапы:

  1. Диагностический;
  2. Коррекционный;
  3. Просветительский;
  4. Профилактический.

Отметим, что диагностический процесс несколько затруднен по ряду причин:

— отсутствие достаточного количества времени;

— существование проблемы «сохранения лица» воспитателя;

— наличие внутреннего сопротивления у обследуемых.

Для того, чтобы решить данные проблемы, автор предложила использовать методику арт-терапии. Применение данного диагностического направления позволяет сократить уровень сопротивления сознания. Кроме того, само тестирование не занимает много времени и способствует общему расслаблению индивида.

Представляется, что для диагностики эмоционального состояния воспитателей целесообразно использовать следующие инструменты:

  1. Рисуночно-цветовой тест для определения эмоционального состояния. Исследуемому предлагает 8 цветов, которыми заполняются основные сферы жизни. Метод позволяет вычислить вегетативный коэффициент, свидетельствующий об эмоциональном состоянии и энергетическом балансе.
  2. Рисуночно-цветовое обозначение зон тела. Этот тест дополняет предыдущий, позволяет определить соматическое состояние индивида.
  3. Для более глубокой проработки возможно использовать метафорические материалы. Например, возможно применение карточек, разработанных на основе методики психокатализа Ермошина А.Ф. Воспитателю будет предложен выложить из составных элементов тело и сопоставить их с эмоциональном состоянием.

По факту завершения диагностического этапа целесообразно обсудить с воспитателем полученные результаты. В начале разговоре необходимо подчеркнуть положительные моменты, которые были выявлены. После обсуждения ресурсных аспектов переходят к обсуждению проблем. Однако переход к коррекционному этапу возможен исключительно при наличии внутренней готовности индивида.

От качества проведения диагностического этапа зависит эффективность всей психологической работы. Для того, чтобы получить полноценное представление о личности воспитателя, необходимо осуществлять наблюдение за их работой во время непосредственного нахождения детей [1].

Другой подход к работе с воспитателями был предложен Н.В. Моториной. Данная методика подразумевает использование с целью диагностики такого инструмента, как анкетирование. В качестве эффективного инструмента предлагается опросник «ЭМИН» Д.В. Люсина.

Автором также был создан проект комплексного воздействия на эмоциональный интеллект воспитателей. Рассмотрим блоки, которые следует за этапом диагностики.

Второй этап назван информационным. Он предполагает проведение различных лекций и индивидуальных консультаций. Представляется необходимым достичь следующих результатов:

— ознакомить воспитателей с понятием и сущностью эмоционального интеллекта, объяснить его значимость в процессе воспитания дошкольников;

— прочитать лекцию на тему эмоций и чувств;

— обсудить проблему межличностного восприятия;

— провести индивидуальные консультации, которые будут организованы в соответствии с результатами проведения диагностического этапа.

Третий этап характеризуется практической направленностью. В этот период проводятся различные тренинги. Практический этап подразделен на следующие подпункты:

— развитие способности к познанию собственных эмоций. Воспитателю предлагается вести «Дневник эмоций». Необходимо объяснить важность контроля собственного состояния и обучить навыку выявления предпосылок данного состояния;

— обучение анализу эмоционального состояния окружающих. Для этого необходимо уметь анализировать вербальные и невербальные признаки. Данная деятельность позволяет развить эмпатию;

— обучение анализу эмоционального состояния детей. Наибольший интерес представляют дошкольники, которые тяжело переживают период адаптации. Воспитатели также должны уметь определять причины возникновения тех или иных эмоций у детей;

— развитие навыка управления собственными эмоциями. Необходимо обучить навыкам вербализации, визуализации и десенсибилизации.

Четвертый этап. Это завершающий этап, на котором осуществляется оценка полученных результатов. С целью контроля полученных результатов необходимо осуществить повторное тестирование. Если будут дополнительно выявлены какие-либо проблемы, целесообразно организовать индивидуальные консультации [3].

Таким образом, в данном исследовании была рассмотрена проблема развития эмоционального интеллекта воспитателей детских дошкольных учреждений. В дошкольном возрасте формируется большое количество психических функций, что определяет важность моделирования взаимоотношений между детьми и взрослыми. Учитывая тот факт, что воспитатели проводят достаточно много времени с детьми, проблема коррекции эмоционального интеллекта воспитателей сохраняет свою актуальность. В настоящее время в научной среде проблема эмоционального интеллекта обсуждается широко, однако, вопрос развития эмоционального интеллекта воспитателей изучен недостаточно. Нами были рассмотрены некоторые подходы к диагностике и коррекции эмоционального интеллекта. Тем не менее, считаем, что потребность в разработке методов коррекции сохраняется.

Список литературы

  1. Аюпова С.Л. Диагностика эмоционального состояния воспитателей детского сада: значение и применяемые методики // статья в сборнике трудов конференции. 2020. С. 270-277
  2. Литвинов И.Н. Повышение уровня эмоциональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений – залог всестороннего развития личности ребенка // Cборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №53. С. 142-146.
  3. Моторина Н. Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 118-121.
  4. Назаров В.И., Моторина Н.В. Предпосылки развития компетентности взаимодействия воспитателей с воспитанниками в условиях дошкольных образовательных организаций // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2021. №47 (6). С. 136-146.