Бхандари Рати

магистрант 2 курса МГПУ ИППО, департамент педагогики,

дошкольное образование

г. Домодедово

руководитель детского клуба “JETKiDS”Bkhandari.Rati@yandex.ru

Аннотация: в данной статье описан опыт проведения естественнонаучных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в городском парке “Городской лес” городского округа Домодедово.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, младший школьный возраст, прогулка, наблюдение.

С явлениями окружающего мира, в частности, живой и неживойприроды, ребенок сталкивается, как правило, уже в раннем возрасте и, в силуестественной любознательности, стремится изучить и познать их.

Формирование у детей естественнонаучных представлений является важнойзадачей для воспитателей детских садов. Как показывает практика, изучениеживой и неживой природы по-прежнему вызывает у детей сильный интерес,поэтому объединение желания изучать мир с возможностью видеть изучаемые объекты и процессе в природной среде, будет являтьсяхорошим решением для решения данной задачи

Прогулки на природе для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень интересное и полезное времяпрепровождение, также это полезно для здоровья самого педагога, особенно во времена бесконечной компьютеризации. Во время прогулки, решается целый спектр задач, который диктует нам ФГОС ДО и НОО:познавательные; оздоровительные; нравственные; эстетические [3]. В свою очередь, это организованный момент жизнедеятельность детей, с помощью педагога на открытом воздухе.

Из психолого-педагогической литературы, мы знаем, что к старшему дошкольному возрасту относятся дети, возрастная категория которых определена диапазоном от 6 до 7 лет. Также, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина им свойственна игровая деятельность как ведущий вид деятельности [4]. В связи с этим, все занятий, которые направлены на форматные того или нового навыка или знаний, сопровождается развлекательным “контентом”. Если мы говорим уже про дошкольный возраст, то в возрасте 6-7 лет, у детей происходит легато из игровой деятельности к учебной, которое, в идеале, должен происходить плавно и постепенно.

Возникает вопрос, как организовать занятие по формированию естественнонаучных представлений так, чтобы детям было интересно и одновременно они получили новую порцию полезный знаний и навыков. В 2022 году, администрация нашего городского парка “Городской лес”, предложили организовать экологический кружок “Зеленая школа”, куда меня позвали педагогом и я выработала для себя оптимальный план ведения занятий  — прогулки.

Для своей работы, я выбрала основной метод ознакомления детей с новой информацией — наблюдение. Как известно, наблюдение содержит в себе  целенаправленное, планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира [2]. Его сущность заключается в познании природных объектов через сенсорную систему: зрение, осязание, обоняние, слух и вкус. На своих занятиях, я придерживалась именно такого распорядка, так как ребенку важно в первую очередь увидеть предмет или явление, прежде чем начать его изучение, так как в данном возрасте важна визуализация.

Согласно методике С.Н. Николаевой, содержание наблюдений складывается из следующих моментов [1];

  • определение особенностей строения объектов и сущности явлений;
  • определение свойств и характеристик объектов/явлений и их частей;
  • выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Из проведенных мою прогулок, я сделала вывод, что данная форма организации досуга детей достаточно востребована в моем городе, так как у детей есть возможность погулять на свежем воздухе, получить определенные ЗУН-ы, провести время с родителями, а также найти новых друзей и единомышленников. Ниже я привожу план занятий на месяц и периодичностью занятий – 1 раз в неделю(Таб.1). Проект «Зеленая школа» очень заинтересовал жителей нашего городского округа, поэтому было принято решение продолжить его развитие в 2023 году.

ТемаЦельЗадачи
1Ботаническая копилкаСформировать представления о строении растенийИзучить строение растений.Изучить растения, произрастающие на территории городского паркаСобрать гербарий
2Птицы нашего городаСформировать представления о птицах1.Изучить схему строения птиц 2. Изучить птиц, живущих в городском парке 3. Понаблюдать за птицами с помощью бинокля
3НасекомыеСформировать представления о насекомых1.Изучить строение насекомых 2.Изучить насекомых, обитающих на территории городского парка 3.Научиться искать насекомых
4Пауки и их паутинаСформировать представления о пауках1.Изучить строение пауков и их отличия от насекомых. 2.Изучить виды паутин. 3. Научиться искать пауков
Таб. План занятий на месяц для экологического кружка «Зеленая школа»

Исходи из выше сказанного, можно сделтсь вывод, что предлагаемые заняти, проводимые в природных условия, способствуют более эффективному форировани естественнонаучных предствалений у детей дошкольного возраста, а так же способны решить такие задачи диктуемые ФГОС ДО: познавательные; оздоровительные; нравственные; эстетические

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:ИНФРА-М, 2019 — 184 с
  2. Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду: Мозаичный ПАРК, 2022.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст]: Министерство образования и науки Российской Федерации — М.: Просвещение, 2022 – C.16.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.