Прилепкина Анастасия Павловна

воспитатель муниципального автономного дошкольного учреждения

«Детский сад №10» г. Усинска

г. Усинск

a.pril0487@mail.ru

УДК 373.24

Аннотация

В данной статье представлен опыт применения проектной технологии, основанной на инициативе и самостоятельности воспитанников, в реализации STEM-образования. В описании проекта раскрывается содержание этапов работы с использованием средств образовательного модуля «Робототехника».

Ключевые слова:STEM-образование, проектная технология, образовательная область «Робототехника», конструкция, макет, элемент питания.

Annotation

This article presents the experience of using project technology based on the initiative and independence of pupils in the implementation of STEM education. The description of the project reveals the content of the stages of work using the means of the educational module «Robotics».

Keywords: STEM-education, project technology, educational field “Robotics», design, layout, battery.

С 2019 года в детском саду реализуется парциальная модульная программа «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в МАДОУ «ДС № 10» г. Усинска (Республика Коми). Практический опыт апробации парциальной программы показывает, что проектная деятельность является эффективной формой ее реализации.

Проектная деятельность как технология за последние годы содержательно претерпела изменения – от тематической педагогической идеи к интересам и потребностям детей.

Первоначально проектная деятельность – это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей социально значимым результатом, впоследствии – это создание «пространства детской реализации» поддерживающим взрослого, способствующего реализации детского замысла или проекта.В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. Проектная деятельность важна ещё и тем, что учит детей распределять и планировать своё время, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени[2, 3, 4].

Реалии современного дошкольного образования перед педагогом ставят задачи: подметить или дополнить и развить для обсуждения возникшую идею, интересную детям, которая может впоследствии перерасти в проект.Использование средств STEM-образования всегда способствует возникновению проблемных ситуаций, идей и увлекательных решений, как и, наоборот, какие-либо идеи и интересы детей воплощаются с их использованием[1, 5].

С одним из примеров реализации проектной деятельности с использованием средств образовательного модуля «Робототехника» предлагаю познакомиться.

Проект «Железнодорожный вокзал города Усинска» возник из идеи воспитанников узнать о своем городе как можно больше информации.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительных к школе групп, воспитатели.

Проблемная ситуация: в преддверии «Дня города» ребята заинтересовались социально-значимыми объектами родного города. После беседы выяснилось, что, не все знают о том, что в городе есть железнодорожный вокзал, так как дети с родителями в основном покидают его пределы на самолете или на барже по реке. Для восполнения данного пробела, была совершена виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал города, после которой ребятам захотелось самим сделать макет вокзала. Идея воссоздания макета вокзала оформилась в процессе взаимодействия детей с друг другом и педагога.

Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

Задачи:

-развивать способности к обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

— развивать умение группировать предметы;

— развивать умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез;

— формировать и развивать умения создавать конструкции и моделировать объекты на основе пазового крепления деталей;

— формировать представления об особенностях движения поезда, элементах питания и принципах их функционирования;

— развивать инициативу и самостоятельность детей;

— развивать умение взаимодействовать в коллективе.

Разработка проекта

1. Планирование и подбор материалов для реализации проекта

2. Выбор форм и методов работы с детьми

3. Определение объёма и содержания работы для реализации проекта

4. Формулирование предполагаемого результата

Предполагаемый результат: воссоздание железнодорожного вокзала в виде макета. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков создания конструкции, моделирования объектов.

Материально-техническое обеспечение: различные виды конструкторов LEGO EDUCATION, технологические карты, входящие в комплектацию конструкторов, так и те, которые создавали сами.

Выполнение проекта

Совместно с детьми разработали план работы, который включал несколько этапов:

Этап Описание совместной деятельности
1. Конструирование вокзала и тех объектов, которые находятся внутри него и на привокзальной территорииДля формирования макета вокзала использовали различные виды конструкторов LEGO EDUCATION. Во время работы над макетом использовались как технологические карты, входящие в комплектацию конструкторов, так и те, которые создавали сами или конструировали по замыслу. Таким образом, были выстроены и выложены все запланированные объекты: буфет, зал ожидания, билетные кассы, комната отдыха, пункт полиции, и дополнены возможным окружающим ландшафтом (Рисунок 1).
2. Конструирование поездов и исследование их разновидностейОбратившись к различным источникам, воспитанники выяснили, что поезда бывают: пассажирские, грузовые, поезда дальнего следования, электропоезда местного сообщения. Опираясь на технологические карты конструировали поезда для макета. Ребята искали ответ на свой вопрос:«Каким образом движется поезд по железнодорожным путям?» Последовательно, ребята, с моей помощью получили ответ. Поезд движется за счет работы двигателя и вращения колес, которые имеют сцепление с рельсами. Благодаря специальной форме колеса, вагон, имеющий большой вес, не теряет равновесия при повороте. Это мы смогли проследить, наблюдая, как движется собранный нами поезд (Рисунок 2).
3. Исследование того, что заставляет поезда двигатьсяВ процессе сборки поезда выяснили что, что устройством, которое отвечает за движение нашего поезда, является автономный элемент питания или батарейка. Ребятам были предложены разные виды батареек, из всех они должны были опытным путем определить не только те, которые подходят к данному устройству, но и те, благодаря которым скорость поезда будет выше и время движения дольше. На начальном этапе работы дети классифицировали их исходя из внешнего вида (основываясь на ассоциациях, которые вызывают элементы питания): таблетки, пальчиковые, мизинчиковые. Далее был изучен принцип действия источников питания, например, батарейки или аккумулятор. Батарейка – автономный гальванический элемент питания различных устройств, работающих от электрической энергии. Воспитанникам в игровой форме донесено, что в каждой батарейке имеются ионы и электроны, имеющие разную полярность. Движение, которых, связано с образованием электроэнергии. Аккумуляторы работают по тем же принципам действия, но с химическими веществами, способными восстанавливаться после зарядки. Так же выяснили опытным путем механизм установки элемента питания в устройство для его функционирования: положить батарейку или аккумулятор в гнездо в соответствии с полярностью, которая указана вверху маркировкой «+» и «-», слегка надавить до характерного щелчка боковых фиксаторов, затем проверить плотность посадки. В процессе работы с разными элементами питания после запуска поезда ребята выяснили, что скорость движения быстрее и время работы дольше если использовать аккумуляторы. В ходе конструирования и бесед, совместно с детьми пришли к вопросу «Большие поезда тоже ездят на батарейках?» Обратились к разным источникам, к родителям, и выяснили нужную информацию. Главный вагон, который везет поезд, — это локомотив, он использует электроэнергию, которую получает от протянутых сверху проводов. Эта энергия вращает колеса локомотива, приводя его в движение. Он едет сам и тянет за собой десятки вагонов. Ребята обратили внимание на то, что настоящий локомотив не будет работать без проводов линии электропередачи, а паровоз LEGO работает от элементов питания, таких как батарейка или аккумулятор.
Рисунок 1
Рисунок 2

                                     

Достигнутый результат

В ходе реализации проекта, благодаря проведенным мероприятиям, воспитанниками был воссоздан макет железнодорожного вокзала (Рисунок 3, 4), где каждый элемент макета имел свое назначение, которое дети объясняли друг другу во взаимодействии в парах и микрогруппах. Инициатива воспитанников и их интерес поддерживался на протяжении всего проекта.

Наличие средств STEM-образования образовательного модуля «Робототехника» позволило детям разнообразить свою познавательную и конструктивную деятельность, найти ответы на интересующие вопросы, реализовать свои задумки. В процессе конструирования дети узнали об особенностях движения поездов, элементах питания и принципах их функционирования.

Рисунок 3 
Рисунок 4

По описанному выше принципу была организована работа по реализации проекта ко дню пионерии(Рисунок 5, 6). В группе ребята познакомились с движением пионеров в рамках образовательного события к 100-летию Пионерии. Узнали, что, одним из направлений, интересовавшим юных пионеров, было инженерное. В советское время были популярны кружки авиамоделирования, ракетного моделирования, судомоделирования, робототехники. Ребята загорелись идеей конструирования моделейавиатранспорта. Используя робототехнический набор ROBOTISPLAY 600 PETs, дополнили его комплектацию, по собственному замыслу, бросовым материалом, попутно знакомясь с механизмами движения, применимыми к задуманной модели. Идея работы получила свое развитие в продуктивной и творческой деятельности.

Рисунок 5
Рисунок 6

Проектная работа, основанная на интересах детей с использованием развивающих пособий STEM-образования свидетельствует о его богатом ресурсе для решения разнообразных образовательных задач.

Список литературы

  1. Образовательный модуль «Робототехника»: учебно-методическое пособие / А.Б. Теплова, С.А. Аверин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 32 с.: ил.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: Мозаика-синтез, 2019. — 336 с.
  3. Половникова Н.Л. Технология проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста: Методическая разработка. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2019. – 28 с.
  4. Рудакова Л.С. Метод проектов – инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Прикамского социального института. 2016. №3 (75). URL:
  5. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. – М.:
  6. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 112 с.