Первые шаги в СТЕМ. Опыт реализации СТЕМ-образования МБДОУ д\с №35 г. Шахунья

Хрипкова Наталья Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35

 г.  Шахунья

hripckova.n@yandex.ru

УДК 373.2

Аннотация. В статье представлен первый практический опыт использования технологии СТЕМ-образование с детьми дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: СТЕМ-образование, робототехника, легоконструирование, мультфильмы.

Annotation. The article presents the first practical experience of using STEM-education technology with preschool children in cognitive research activities.

Keywords: STEM education, robotics, light construction, cartoons.

В современное, быстро меняющееся время мы становимся свидетелями технологической революции. Неотъемлемыми частями современного общества становятся инновационные технологии и высокотехнологичные продукты. В дошкольных образовательных учреждениях на первое место выходят конструирование, моделирование, проектирование, программирование и робототехника.

Перед нами установлены новые целевые ориентиры системы образования в РФ [3]. А именно: образование должно соответствовать вызовам 21 века.

Государственная политика закладывает в основу современного образования принципы абсолютной ценности детства. Таким образом, упор в развитии образования переносится на развитие ребёнка как личности во всём её многообразии [6].

Существенными сейчас являются такие личностные качества как любознательность, целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, креативность [2].

На сегодняшний день существует проблема – это недостаточность развития технических знаний детей, умение применять их на практике, что существенно замедляет работу воображения, сковывает инициативу детей, и как следствие – качество результатов деятельности значительно понижается.

Выход из создавшейся ситуации – это внедрение инновационных технологий, сочетающих в себе: продуманную развивающую предметно-пространственную среду, межпредметный характер обучения, креативность и инновационность (поиск новых методов, идей и путей их практического воплощения), проектную форму образовательного процесса, практическую направленность. Такой технологией, безусловно, является СТЕМ.

Таким образом, СТЕМ-образование – это интеграция наук в единую систему, основывающуюся на образовательном подходе метапредметного, междисциплинарного, прикладного характера.

Следовательно, внедрение и реализация СТЕМ – образования в образовательный процесс ДОО будет способствовать развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

В 2019 году мы изучили особенности парциальной модульной программы «СТЕМ – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» [2]. Данная парциальная модульная программа направлена на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного и младшего школьного возраста, что соответствует целевым ориентирам системы образования в РФ. Образовательные модули, из которых состоит программа, могут включаться в программу образовательной организации [1]. Поэтому мы включили задачу по внедрению и реализации парциальной модульной программы в Программу развития учреждения.

В 2022 году заключен договор о сотрудничестве с АО «ЭЛТИ-КУДИЦ от 23 января 2022 г. № 69-01-22 на выполнение научно-исследовательской работы по темам: «Раскрытие воспитательного потенциала СТЕМ-образования», «Развитие компетенций в соответствии с программой “Kidskills” и “Juniorskils” средствами СТЕМ-образования (проект СТЕМ-skills)» в рамках инновационной деятельности Федерального института современного образования. МБДОУ д/с № 35 присвоен статус федеральной инновационной площадки приказом АО «ЭЛТИ-КУДИЦ «Федеральный институт современного образования» № 3/ФИСО-22 от 31.01.2022 г. «О присвоении статуса инновационной площадки». Реализуются мероприятия в рамках Дорожной карты совместной инновационной деятельности.

МБДОУ д/с № 35 располагается на территории городского округа города Шахунья, расположенного в северо-восточной части Нижегородской области. ДОО имеет одно здание и семь групп.

Престиж любого детского сада зависит от работающего в нём коллектива. Педагогический коллектив нашего ДОО владеет большим творческим потенциалом. Мы объединены едиными целями и задачами. Педагоги учреждения имеют большой стаж работы, высокий уровень квалификации.

Рис. 1. Кадровый состав ДОО.

Педагоги ДОО имеют большой стаж работы, высокий уровень квалификации, поэтому неоднократно получают призовые места и победу в конкурсах профессионального мастерства.

Рис. 2. Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Особо хочется отметить победу в таких конкурсах как Всероссийский конкурс имени Л.С. Выготского 2 победителя, Всероссийский конкурс Дошкольный марафон «Воспитатели России» – 2 победителя, Всероссийский конкурс методических разработок «Уроки добра», организованном благотворительным Фондом К. Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ».

Гордостью нашего учреждения является активная позиция педагогов в распространении своего опыта. На сегодняшний день все педагоги детского сада имеют публикации в различных изданиях («Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я»; Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития» (Ч.1 Дошкольное образование. Н. Новгород: Мининский университет); Сборник материалов конференции ECCE-РЕГИОН онлайн «Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» и др.).

Все мы прекрасно знаем, что активные педагоги – это и активные воспитанники. И, поэтому, в детском саду на протяжении нескольких лет активно реализуется национальный проект «Успех каждого ребёнка». В 2020-2022 учебном году воспитанники ДОО активно принимали участие в разнообразных конкурсах различного уровня. Результаты участия воспитанников в творческих конкурсах представлены ниже.

Рис. 3. Участие воспитанников в конкурсах.

Но мы понимаем, что успех современного ребёнка – это не только и не столько конкурсное движение. Современные дети – это не те, которые были десять лет назад. Преобразования, которые происходят в дошкольном образовании на современном этапе, предлагают педагогам большое количество инновационных форм и методов, способствующих развитию инициативной, творческой, активной личности. Педагогам пришлось перестроить свою педагогическую деятельность.

На сегодняшний день в нашем саду накоплен огромный опыт по разным направлениям развития детей и, в том числе, по легоконструированию, которое является одним из ведущих и предпочитаемых и видов деятельности. Давно доказано, что конструирование является не только практической творческой деятельностью, но и универсальной способностью [5]. Понимая это, педагоги используют в работе разные виды конструкторов, чтобы стимулировать природную любознательность дошкольников, пробуждая в них интерес к науке, технологиям, инженерному искусству, творчеству [7].

Активное сотрудничество с Центром развития личности «Жираф» (Нижний Новгород) позволило акцентировать внимание как родителей, так и коллег, на уникальности данного направления работы. Благодаря победе в конкурсе, организованного центром, наши воспитанники и педагоги получили приглашение на «Легоквест», где впервые с огромным удовольствием строили город из конструктора в свой рост.

Рис. 4. ЦРЛ «Жираф» г. Нижний Новгород «Легоквест»

Сегодня дети нашего детского сада имеют возможность воплощать свои фантазии через игру с наборами Lego Education.

ЦРЛ «Жираф» впервые нас познакомил с робототехникой пять лет назад. Но привела её к нам в детский сад программа «СТЕМ – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

С сентября этого года старшие дошкольники совершают свои первые шаги в программировании. Появление в детском саду конструктора Brain A вызвало море эмоций как у детей, так и у педагогов. Первые были в восторге, а вторые в недоумении и, даже немного в испуге: как это чудо техники освоить? Первый этап: воспитатели принялись за освоение робототехники: изучали схемы, название деталей, способы сборки, терминологию. Второй этап: обучение воспитанников. Ребята изучали схемы, собирали конструкции, «оживляли» свои постройки. Первые роботы-конструкторы могли совершать всего лишь по одному виду движений (вращение, движение вперёд, маятниковые движения). Но после освоения более сложных конструкторов, дети научились программировать их так, что они совершали по несколько видов движений. Так, всего за два месяца дети и взрослые освоили робототехнику, увидели плоды своих трудов в виде вращающейся мельницы, плывущего по волнам пиратского корабля и других различных конструкций.

Рис. 5. Сборка модели из конструктора Brain A

Рис. 6. «Ура, заработала!»

Работа с программируемым роботом Blue-Bot («Пчёлка) ведётся в нескольких группах. Дети быстро освоили алгоритмы программирования, а педагоги изготавливали коврики на различные темы. Например, коврик «Животные Красной книги»: ребёнок программирует маршрут робота «Пчёлки», в пункте назначения сканирует QR-код, находящийся в углу картинки с помощью планшета, и видит на экране видео с энциклопедическими знаниями об этом животном.

Отлично помогла Пчёлка в построении безопасного маршрута «Дом-детский сад-дом», для этого педагог совместно с детьми и родителями проделали огромную работу в форме проекта «Приходите ко мне в гости». На коврике для робота появилась целая карта нашего микрорайона, где каждый из воспитанников мог найти свой дом, построить к нему маршрут или, наоборот, от своего дома в детский сад.  В проекте: «Профессии нашего города», «Транспорт» и др.

Умную Пчёлку очень полюбили и малыши. Пусть им всего по три года, но ребята уже могут похвастаться первыми успехами. Педагоги младшей группы изготовили коврики с четырьмя кармашками, то есть Blue-Bot делает всего лишь по одному шагу. Но этого достаточно для малышей. С помощью программируемого робота они учатся: ориентировке в пространстве (вперёд, назад, вправо, влево), находить ответы на загадки или персонажа сказки, которую прочитал воспитатель.

Рис. 7. Программирование робота Пчёлки

Рис. 8. Коврик «Красная книга» с QR-кодами

С 2020 года воспитанники под руководством педагогов ДОО занимаются созданием мультфильмов. Поэтому модуль «Я творю мир» очень заинтересовал весь коллектив ДОО. Педагоги и дети огромную провели работу по созданию мультфильмов: изготавливали декорации, персонажей, придумывали сюжет, снимали, озвучивали. Полученные мультфильмы были отправлены на V Юбилейный Международный Фестиваль авторской мультипликации «Я творю мир». Два из четырёх мультфильмов, отправленных на Фестиваль, прошли в финал.

Рис. 9. Работа над мультфильмом

Из всего вышесказанного, напрашивается вывод, что авторский коллектив программы «СТЕМ – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» создал уникальный продукт, являющийся современным трендом в образовании и набирающий всё большие обороты.

СТЕМ – образование является инновационной образовательной концепцией, которая на высоком профессиональном уровне даст возможность подготовить сегодняшних детей к технически развитому современному быстроменяющемуся миру.

Литература.

  1. Аверин С. А., Муродходжаева Н. С. Методические рекомендации по реализации парциальной модульной программы «СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»: методическое пособие / С. А. Аверин, Н. С. Муродходжаева. – М., 2022. – 124 с.
  2. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.,
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы от 26 декабря 2017 г. № 1642 // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (дата обращения: 17.07.2023)
  4. Маркова В. А. Образовательный модуль «ЛЕГО-конструирование» / В. А. Маркова. – М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2018. – 32 с.
  5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. – М: Изд. дом «Карапуз», 1999. – 239 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. — URL: https://base.garant.ru/70512244/ (Дата обращения: 17.07.2023)
  7. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В. Фешина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144 с.

Related posts

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

by admin
1 год ago

Цифровая личность в медиа пространстве.

by admin
7 месяцев ago

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ТЕАТРАЛЬНО-АНИМАЦИОННЫМ БЛОКОМ «СОЮЗМУЛЬТ–ЭЛТИ»

by admin
2 года ago