С.А. Аверин, кандидат физико-математических наук,
доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ,
президент АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», г. Москва
М.А. Романова, доктор психологических наук,
кандидат педагогических наук,
профессор ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Н.С. Муродходжаева, кандидат педагогических наук,
доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ,
директор ФИСО АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», г. Москва
В.Н. Пунчик, кандидат педагогических наук,
профессор кафедры молодежной политики
и социокультурных коммуникаций РИВШ (г. Минск),
член Национального Фонда Искусственного Интеллекта России
Материал данной статьи поможет выстроить партнерские отношения в форматах сетевого взаимодействия или прямого сотрудничества между образовательными организациями различных уровней, методическими и научными центрами, общественными объединениями, социальноориентированными предприятиями различных форм собственности, разделяющими приоритеты целей современного отечественного образования.
Ключевые слова: технологический суверенитет России, СТЕМ-образование, непрерывное политехническое образование, бесшовное образование, преемственность, сетевое взаимодействие.
Стратегическими целями современного образования в России являются:
- Достижение технологического суверенитета, обеспечивающего устойчивое развитие и геополитическую конкурентоспособность РФ.
- Формирование поколения успешных и счастливых граждан РФ, которые имеют компетенции и мотивацию для достижения первой цели.
Эти цели – а они могут быть обозначены и как ценности образования ‑ разделяет вся команда АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» и его структурного подразделения – ФИСО, а также сотни образовательных организаций, которые являются нашими инновационными площадками. Информацию об истории компании АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» и её кадровом потенциале мы приводим в конце статьи.
Для достижения стратегических целей современного образования в России необходимо сформировать у граждан страны не только базовые знания и навыки, но и комплекс компетенций, способствующих их успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Важнейшими из них являются критическое мышление, способность к инновациям, навыки работы в междисциплинарных командах и устойчивость к внешним экономическим и социальным вызовам. Для реализации этих целей активно разрабатываются и внедряются образовательные программы, ориентированные на развитие инженерного и технического потенциала с первых лет обучения. Лидирующие позиции в стране имеет наша авторская программа «СТЕМ-образование дошкольников и младших школьников» (авторы: С.А. Аверин, Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, Н.С. Муродходжаева). В дополнение, внедрение междисциплинарных образовательных программ в старших классах и университетах позволит обучающимся приобретать навыки, востребованные в современном высокотехнологичном обществе.
Выполняя свою миссию, которая созвучна вышеназванным целям современного образования, мы добились весьма значимых и достойных масштабирования во всех регионах страны результатов. Разрешите представить вам эти достижения и обозначить «дорожную карту» развития, воспитания и образования успешных граждан суверенной России, начиная с дошкольного возраста и до начала трудовой деятельности: изложить нашу концепцию непрерывного политехнического образования, продемонстрировать возможности ее реализации и перспективы потенциального сотрудничества.
Мы разделяем идею, что в основе системного подхода к формированию инженерного кадрового потенциала лежит модернизация системы подготовки этих кадров, и готовы работать в рамках данного подхода. В данном направлении уже происходят большие положительные перемены.В частности, согласно прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году на страны БРИКС будет приходиться более 40% мировых выпускников СTEM-специальностей. Как отмечает Д. Кравченко, «образование сегодня должно развиваться на стыке технологий и креативности. Для формирования устойчивой предметной базы видится целесообразным и значимым уже с 5 класса в программу обучения наших детей включить изучение естественных наук вместе с инженерией, технологией, математикой и креативными индустриями, где-то это называется СTEM… Совместно с Минобрнауки РФ планируется изменить правила приема в вузы. Мы предлагаем рассмотреть интеграцию СTEM образования через разработку междисциплинарных программ, которые объединяют науку, технологии, инженерное дело и математику. Это позволит учащимся и студентам применять знания на практике и развивать творческое мышление. Сегодня идет активная интеграция новых дисциплин, таких как робототехника, искусственный интеллект, цифровые технологии, программы, которые объединяют различные области знаний, инженерия, информационные технологии, естественные науки, что позволяет связать комплексно все эти навыки».
С нашей точки зрения, недостатокданных проектов заключается в том, что социальные и финансовые инвестиции направлены только на работу собучающимися среднего общего уровня образования (старшей школы), учреждений СПО или вузов.
Мы же убеждены, что для достижения технологического суверенитета через модернизацию системы подготовки инженерных кадров, работу необходимоначинать уже с ранних этапов образовательного процесса – дошкольного и начального общего образования, с обязательным учетом реализации преемственных связей и использования специальных педагогических технологий. В данном направлении нами накоплен обширный и ценный опыт.
В 2017 году нами была создана парциальная модульная программа «СTEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: С.А. Аверин, Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, Н.С. Муродходжаева), по которой сегодня успешно работает более 4000 организаций по всей стране.
Программа:
- предназначена для образовательных организаций дошкольного и начального общего уровней, а также организаций системы дополнительного образования;
- направлена на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество;
- имеет в основе междисциплинарный подход: интегрирует естественнонаучное знание, технологии и математику;
- обеспечивает развитие одновременно познавательной сферы (теоретическое знание) и прикладных навыков (процедурное знание);
- состоит из образовательных модулей,которые могут использоваться как комплексно, так и самостоятельно;
- является двухуровневой (преемственность уровней образования (ДО и НОО), а также имеет возможность реализации на любом из уровней отдельно);
- имеет уникальную развивающую предметно-пространственную среду; oотвечает современным вызовам в образовании, разработана с учетом нормативной документации в области образования (№273-ФЗ, ФГОС ДО/ НОО, ФОП ДО/ НОО), соответствует целям и задачам, установленным Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года;
- включена в навигатор парциальных образовательных программ дошкольного образования РАНХиГС/ФИРО(можно включать в основную образовательную программу организации в соответствии с требованиями ФГОС).
Апробация программы совместно с ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» показала ее высокую эффективность в развитии интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения детей в научно-техническое творчество.
Результативность программы инструментально доказана на выборке в 10 000 респондентов из 39 регионов России, при этом системно проводилась масштабная и детализированная многомерная диагностика по всем ключевым направлениям развития ребенка: когнитивные процессы, воображение и социальный интеллект.Такой комплексный подход с применением валидированных психодиагностических методик и современных методов анализа данных позволил не только объективно оценить динамику развития детей, но и выявить ключевые факторы, обеспечивающие эффективность образовательной программы. В качестве иллюстрации приведена лучевая диаграмма динамики показателей развития диагностируемых когнитивных и эмоционально-социальных компетенций участников до и после реализации программы. Полученные результаты убедительно доказывают, что данная программа способствует гармоничному развитию когнитивной, творческой и социально-эмоциональной сфер у детей различных возрастных групп вне зависимости от региона.
Особое значение имеет выявленная положительная динамика по всем трем направлениям (когнитивное развитие – воображение – социальное развитие), что свидетельствует о сбалансированности программы и ее комплексном воздействии на развитие ребенка.
Результаты лонгитюдного исследования показали, что дети, обучавшиеся по программе СТЕМ-образования как на дошкольном этапе, так и на уровне начальной школы, показали более высокий уровень академической успеваемости по предметным областям «Математика и информатика» и «Русский язык и литература». Согласно результатам сравнительной диагностики во втором классе, доля учащихся с высоким и достаточным уровнем по математике составила 78% в экспериментальных классах против 62% в контрольных, по русскому языку — 81% и 67% соответственно. Также отмечен рост средних баллов по обоим предметам: по русскому языку (рисунок 2) у группы, обучавшейся по СТЕМ-программе, заметно выше доля оценок «5» и «4», а средний балл составляет 4,26 против 3,28 в контрольной группе; по математике (рисунок 2) разница ещё заметнее – у СТЕМ-группы значительно выше процент оценок «5» (94,7%), средний балл составляет 4,54 против 3,64 у контрольной группы. Кроме того, динамика входной и итоговой диагностики показала значительное снижение доли детей с низким уровнем развития когнитивных процессов, воображения и социального интеллекта, а доля детей с высоким уровнем по этим параметрам увеличилась на 20–24%. Это подтверждает не только академическую, но и личностную эффективность программы, способствуя развитию ключевых когнитивных и социальных компетенций у младших школьников. Эти данные открывают новые перспективы для масштабирования успешного опыта на всю систему образования.
2 классов, обучавшихся по СТЕМ-программам в ДОО, и контрольной группы
Результаты многомерной диагностики, представленные в диаграммах, четко подтверждают эффективность программы СТЕМ-образования в развитии когнитивных и социально-эмоциональных компетенций у детей. Анализ динамики показателей до и после реализации программы показывает значительное улучшение как в когнитивных процессах, так и в области воображения и социального интеллекта. В частности, доля детей с высоким уровнем развития когнитивных процессов и социальных навыков увеличилась на 20-24%, что подтверждает гармоничное воздействие программы на все аспекты детского развития. Диаграммы, приведенные в статье, иллюстрируют эти изменения и служат наглядным доказательством положительных результатов. Важно отметить, что такие данные не только подтверждают академическую эффективность программы, но и демонстрируют ее значимость для личностного роста детей, что делает ее масштабирование на уровне всей образовательной системы перспективным шагом.
В апреле 2025 года на форуме «УЧПРОМ-2025» одноименный товарный знак «СТЕМ-образование» стал победителем XV Национальной премии, которую совместно с Минпромторгом и при поддержке Федерального Собрания РФ проводила Ассоциация индустрии детских товаров (награда — «Золотой Медвежонок» в номинации «Бренд года»).
В целях обеспечения преемственности инженерного и научно-технического образования нами также разработана Концепция непрерывного политехнического образования:
- предполагает трансформацию массовой школы через внедрение сквозной модели политехнического обучения с использованием специализированного оборудования, интегрирующей фундаментальные знания, прикладные навыки и проектное мышление; — строится на идее развития личности и формирования исследовательских способностей от познавательной активности до самостоятельных научно-
исследовательских проектов;
- опирается на наследие доказавшего свою эффективность классического советского политехнического образования и заложенный в действующих ФГОС потенциал.
Авторская концепция непрерывного политехнического образования базируется на поэтапной интеграции научно-технических и инженерно-математических компонентов в образовательный процесс на всех уровнях:
- Дошкольное образование
Внедрение СТЕМ-образования в инвариантный компонент ФОП ДО через развивающую предметно-пространственную среду (конструирование, игровые и исследовательские практики), обеспечение вариативной части программы за счет образовательных модулей СТЕМ, дополняемых системой кружковой деятельности.
- Начальная школа
Сквозная интеграция СТЕМ-подходов в базовые предметные области (математика, окружающий мир, технология) через амплификацию урочной деятельности и посредством развивающей среды и информационных технологий; формирование междисциплинарных компетенций посредством синхронизации урочной деятельности, внеурочных проектов и программ дополнительного образования
На уровнях ДОО и НОО используются образовательные модули программы «СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Далее, в лучших традициях отечественного политехнического и естественно-научного образования, с включением цифровых технологий в детское и юношеское творчество, с использованием нейротехнологий и технологий искусственного интеллекта, опираясь на общее для разных уровней и видов образования целеполагание и концептуальные принципы, мы начинаем развивать вертикальную и горизонтальную преемственность.Опора – на отечественные разработки: как на компоненты образовательной среды, так и на методики, программы, раскрывающие воспитательныйи обучающий потенциал современных образовательных инструментов и технологий, включая СТЕМ-образование, космическое образование, технологии развития эмоционального и социального интеллекта, научно-техническое творчество, исследовательские и инженерные проекты.
Важно, чтобы деятельностное развитие на уровнях ДОО и НОО переходило в исследовательские и творческие проекты в средней школе, образовательная среда сначала была развивающая, а потом — и развивающаяся вместе с тремя субъектами образования (педагогом, ребенком и родителями).В школе развивающая и развивающаяся образовательная средапостепенно становится полноценным субъектом образовательного процесса в форме искусственного интеллекта, который также должен совершенствоваться и обучаться, как учащиеся вместе с педагогами и родителями для достижения поставленных целей.
- Средняя школа
Повышение эффективности освоения учебных программ по математике и русскому языку через применение когнитивных технологий, направленных на развитие универсальных умений; внедрение специализированного оборудования для формирования навыков работы с инженерными инструментами и искусственным интеллектом как средством поиска тактических решений теоретических задач в рамках урочной деятельности
На уровне среднего звена предусмотрена разработка уникального оборудования, инновационного комплекса средств, позволяющего обеспечить практикоориентированные занятия, перевести знания в предметную плоскость. Концепция предлагает готовые образовательные решения по содержанию, отраженному в действующих учебниках.
- Старшая школа
Результат системной трансформации — масштабирование инженерно-технического профиля, увеличение доли обучающихся, осознанно выбирающих углубленное изучение точных наук и инженерных дисциплин; формирование профессиональных компетенций через участие в проектах научно-технологической инициативы, олимпиадах и конкурсах инженерной направленности.
На этапе старшей школы системная поддержка создания и реализации проектов обучающихся в области высоких технологий реализуется с помощью отечественной образовательной платформы Академии высоких технологий по программированию, 3D- моделированию, искусственному интеллекту и робототехнике (основы создания беспилотных транспортных систем, микроконтроллеры, системы компьютерного зрения, алгоритмы машинного обучения).
Реализация обучения по программе «СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» и предлагаемым на дальнейших этапах программам с использованием специально подобранного (разработанного) оборудованияобеспечивает горизонтальную и вертикальную преемственность и «бесшовный переход» между типами и уровнями образования, создавая основу для подготовки кадров, способных решать задачи технологической модернизации страны.
Реализация предложенных концепций и программ в сфере СTEM-образования и политехнической подготовки способна стать катализатором для устойчивых изменений в российской системе образования. Важно, чтобы внедрение этих инновационных подходов не ограничивалось отдельными регионами или образовательными учреждениями, а охватывало всю страну. Для этого необходимы конкретные шаги: разработка и внедрение междисциплинарных образовательных программ, повышение квалификации педагогов, создание условий для использования специализированного оборудования, а также интеграция современных технологий в образовательный процесс. Обеспечит реализацию указанных инициатив системная поддержка государственных органов через финансирование, нормативное регулирование и создание платформ для обмена опытом между образовательными организациями. Необходим также системный мониторинг и оценка эффективности внедряемых программ, чтобы обеспечить их постоянное совершенствование и масштабирование на всех уровнях образования.
*АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» — компания-лидер, которая с момента основания в 1992 году успешно и качественно ведет деятельность по созданию развивающей предметно-пространственной среды и комплексному оснащению образовательных организаций в соответствии с нормативной документацией и согласно актуальным образовательным стандартам. Помимо этого, компанией разрабатывается методическое сопровождение и реализуется широкий круг образовательных проектов. В марте 2025 года АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» стало одним из лауреатов ежегодной премии ПАО «Сбербанк» «Любимый малый бизнес».