STEM EDUCATION AS A CONDITION FOR ENSURING CONTINUITY OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF PRESCHOOLERS AND YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Ю.В.Дикова,
заместитель директора ФИСО АО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
e-mail:dikova07@mail.ru
Yu.V.Dikova,
assistant of the directorofFIMEJSC«ELTI-KUDITS»
Е.И.Русских,
специалист по методическим описаниям УМЦ ФИСО
e-mail: russkixe@bk.ru
E.I.Russkikh,
specialist of methodological descriptions of EMC FIME
Аннотация.В статье рассматривается вопрос преемственности иноязычного образования дошкольников и младших школьников посредством СТЕМ-образования.
Abstract. The article deals with the issue of continuity of foreign language education of preschoolers and younger schoolchildren through STEM education.
Ключевые слова:СТЕМ-образование, преемственность, иноязычное образование, методика «Мультстудия», языковые способности.
Key words: STEM education, continuity, foreign language education, «Multistudiya» methodology, language abilities.
На сегодняшний день дошкольное и начальное общее образование имеют особый статус, так как в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка и основы познавательного развития.ФГОС ДО (ст. 1.4. п 7) предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, а Стандарт начального образования обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся [2].
Сегодня очень много говорится об обеспечении качества образования, которое является одним из приоритетных направлений в системе отечественного образования. Для достижения определенного уровня качества образования необходимо создать условия, которые позволят сохранить это качество при переходе с уровня дошкольного образования на уровень школьного образования. Необходимым условием перехода является преемственность образования. Согласно преемственности, организуется непрерывная последовательная воспитательно-образовательная работа, которая позволяет на следующем этапе образования (начальная школа) продолжить закрепление, расширение и углубление полученных знаний и умений, посредством сохранения и постепенном изменении форм, методов и технологий обучения.Так, говоря о преемственности, нельзя забывать, что она необходима и при изучении иностранного языка. Преемственность иноязычного образования дошкольников и младших школьников обеспечивает непрерывность и полноту обучения детей, поэтапно формируя интеллект ребенка и развивая его языковые способности, которые подразумевают полную ориентировку в смыслах и закономерностях языка, способность к интуитивно-непосредственному оперированию языковыми средствами («чувство языка» или «языковое чутье»), восприятию интонационной стороны речи. Дошкольники, знакомясь с иностранным языком, приобретают языковую базу, которая в дальнейшем поможет преодолеть «языковой барьер», страх к освоению иностранной речи и развить речевую культуру, расширить кругозор, проявить любознательность, познавательную активность,сформировать интерес и мотивацию к учению. Наряду с предметным содержанием в процессе освоения иностранного языка у дошкольников формируется мотивационная, социально-личностная, познавательная, деятельностная готовность, которые необходимы для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения в школе. Учитель в школе, учитывая достижениядошколят и, опираясь на их потенциал, продолжаетосуществлять индивидуально-личностный подход. Таким образом, дошкольники,будучи уже в школе,продолжают осваивать иностранный язык, а не знакомиться с ним заново.
Сегодня решить проблему преемственности изучения иностранного языка в детском саду и начальной школевозможно при соблюдении как преемственности программ воспитания и обучения, так и преемственности методов и приемов, подходов обучения. В этом неоценимую роль играет СТЕМ-образование, где обязательной частью является знакомство детей с цифровыми технологиями. В основе СТЕМ-подхода лежит минимум теории, максимум практики. Так, парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авт.С.А.Аверин.Т.В.Волосовец, В.А. Маркова)позволяет определить содержание и организацию образовательного процессав деятельности дошкольных образовательных организаций и начальной школы.Образовательный модуль«Мультстудия «Я творю мир», являясь частью парциальной программы,на дошкольном уровне выступает как дидактическое средство речевого, социально-коммуникативного, познавательного развития и позволяет на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. На уровне начального образования содержательно расширяется в образовательном модуле «Информационные и медийные технологии» и делается акцент на изучение различных анимационных техник, формирование информационной грамотности и социальной компетентности, а также пропедевтика в мире новых профессиональных сфер: элементы блоггинга, медиаведение и пр.[3].
Как еще повысить мотивацию дошкольников и младших школьников? Без сомнения, здесь в педагогической практике детского сада и начальной школы не обходится без цифровых технологий, которые делают образовательный процесс динамичным, увлекательным, а главное – эффективным. Педагоги-дошкольники отмечают, что дети дошкольного возраста воспринимают и усваивают информацию преимущественно через визуальные образы, поэтому видеоматериалы, в частности мультфильмы, являются доступным для них способом получения новых знаний и представлений. Так, Верисокин Ю.И. отмечает, что использование видео на английском языке имеет ряд преимуществ, в первую очередь, он соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видео содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, и психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте[1].
Взаимодействуя с детьми в этом направлении, педагогам – практикам, как дошкольного образования, так и начального общего образования, представилась возможность использовать новую методику – методику «Авторская детская мультипликация в современном образовательном процессе». Новизна данной методики заключается в содержании и организации образовательной деятельности, направленной на развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи, формирования правильного произношения. Все это помогает формировать навыки говорения на иностранном языке. Данная методика легла в основу авторской программы «Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста средствами авторской детской мультипликации «ENGLISH THROUGH ANIMATION» (авторы Муродходжаева Н. С., Аверин С. А.).
Создание детьми мультфильма, а затем использование этого мультфильма в качестве материала для закрепления лексической темы, дает положительный результат. Эта деятельность дает положительный отклик у детей дошколльного возраста и младших школьников, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Дети, озвучивая видеофрагмент, или весь мультфильм, могут еще раз повторить то или иное слово, фразу по предложенной теме. В результате формируется правильное произношение, но не путем скучного повторения, монотонного зазубривания, а в игровой и интересной форме. При прослушивании озвученного видеосюжета ребенок имеет возможность услышать свою речь, свое произношение и снова озвучить, если услышал некорректно произнесенное слово или фразу. Данная методика становится неким стимулятором речевой активности ребенка в процессе создания мультфильма и помогает педагогам сделать образовательный процесс более продуктивным. В процессе создания мультфильма постепенно становится видно развитие общения на иностранном языке (речевая активность) и взаимодействие всех членов мультипликационной команды, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма. Для дошкольников и младших школьников — это увлекательная, продуктивная, познавательная деятельность, в которой они становятся создателями мультфильма на иностранном языке, а для педагогов – это раскрытие творческого потенциала в области организации и проведении образовательного процесса[9].
Группой ученых….института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» было проведено констатирующее диагностическое исследование и описан аналитико-статистический анализ данных выборки 273 дошкольников 5-6 лет и 6-7 лет, на основе которого выявлены особенности развития их языковых способностей, а также зафиксирована положительная динамика развития их отдельных компонентов (аудитивного, функционально-структурного и лексического) и их показателей.Выявленные закономерности, отражающие динамику внутренних существенных связей параметра «языковые способности дошкольников» в период с 5-6 до 6-7 лет, позволили не только увидеть общую картину развития данного вида способностей в указанный период, но и выступить концептуальным основанием для совершенствования методики их развития, разработки релевантных педагогических принципов, правил и условий [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что преемственность иноязычного образования дошкольников и младших школьников выражается в создании условий для эффективного развития языковых способностей дошкольников средствами анимационного творчества в рамках СТЕМ-образования.
Научный руководитель:МуродходжаеваН.С.,кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Литература
- Верисокин, Ю. И. Учебное кино на уроках английского языка. [Текст] / Ю. И. Верисокин // Иностранные языки в школе. 2000. №5. С. 32-35.
- Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 112 с.1.
- Воропаев М.В., Каитов А.П., Карпова С.И., Львова А.С., Любченко О.А., Муродходжаева Н.С., Романова М.А., Серебренникова Ю.А., Цаплина О.В. Педагогический потенциал мультипликации в современном образовании дошкольников и младших школьников. – М.: Известия ИППО, 2021. – 150 с.
- Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н., Амочаева И.В., Казунина И.И., Полякова В.Ю. МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР» / Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н., Амочаева И.В., Казунина И.И., Полякова В.Ю. Москва, 2019. – 207 с.
- Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н.,Аверин С.А.,Обухова М.А. Особенности развития языковых способностей детей дошкольного возраста // Педагогическое образование. 2022. № 1. Т.3. С. 51-56.
- Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”». Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. — М., 2018.
- Преемственность дошкольного и начального общего образования средствами stem-образования / Н. С. Муродходжаева, С. А. Аверин, М. А. Романова, Ю. А. Серебренникова // Hominum. – 2021. – № 2.
- Пунчик В.Н., Аверин С.А., Муродходжаева Н.С., Романова М.А., Обухова М.А. Развитие языковых способностей детей как проблема психолого-педагогической диагностики // Педагогическое образование и наука. 2021. № 5. С.56-63.
- РусскихЕ.И. Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста посредством авторской детской мультипликации// «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». Материалы ΧI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко. – Краснодар: КГУФКСТ — 2021. С. 301-302.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.