ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА TUX PAINT ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ТВОРЧЕСТВЕКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Панкова Людмила Геннадьевна,

воспитатель первой категории

МАДОУ «Детский сад №63»

г. Ижевск

Email:andrei.pankov1979@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются инструменты, позволяющие погрузить дошкольников в мир эмоций, используя «Мультстудию «Я творю мир». Эмоциональное состояние героя в мультфильме выражается в мимике, жестах, позе, голосом, также правильно подобранным фоном и декорациями. Чтобы научить детей изображать эмоциональное состояние героя и впоследствии переносить на героев мультфильмов,  использовались возможности графического редактора TuxPaint. Данный инструмент позволяет сделать мультфильм ярким, с эмоционально-выраженными героями, а процесс создания интересным и увлекательным.

Annotation. This article discusses tools that allow preschoolers to immerse themselves in the world of emotions using the «I Create the World» Cartoon Studio. The emotional state of the hero in the cartoon is expressed in facial expressions, gestures, posture, voice, also correctly selected background and scenery. To teach children to depict the emotional state of the hero and subsequently transfer it to cartoon characters, the capabilities of the Tux Paint graphic editor were used. This tool allows you to make a cartoon bright, with emotionally expressed characters, and the creation process is interesting and fascinating.

Ключевые слова: мультстудия, раскадровка, TuxPaint, «Штампы», эмоциональное состояние героя.

Keywords:сartoon studio, storyboard, Tux Paint, «Stamps», the emotional state of the hero.

В детских коллективах случаются недопонимания и конфликты, только потому, что ребенок не понимает не только эмоции и чувства других детей, но и своих. Необходимо развитие у детей социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Решить эту проблему может целенаправленная работа взрослого с детьми через мультипликацию [2].

Мультипликация в образовательном процессе – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Имеет широкий спектр возможностей для развития творческого потенциала ребенка, его  познавательной деятельности, социальной и эмоционально-волевой сферы, формирования научно-технической ориентации дошкольников [1].

Поэтому, в условиях Дошкольного учреждения действует мастерская «Мультстудия»,  на её площадке дети создают и презентуют собственные значимые и осмысленные проекты – мультфильмы.

Работа по созданию мультфильма осуществляется в соответствии  следующего  алгоритма действий:

1.     Выбор произведения или придумывание сюжета.

2.     Выбор анимационной техники, выполнение раскадровки.

3.     Изготовление персонажей, декораций.

4.     Съёмка, озвучивание  и монтаж мультфильма.

Один из важных этапов создания мультипликационного фильма – это раскадровка. Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Из раскадровки можно понять, как будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, расположение основных предметов на фоне, и также, расположение персонажей относительно фона.

Оказывается, не все дети заинтересованы в ее выполнении: процесс рисования повторяющихся сцен не столь увлекателен. В связи с этим встал вопрос о том, какие средства использовать? Которые будут увлекательны и доступны для ребенка, чтобы процесс этот проходил без принуждения.

Проанализировав графический редактор Tux Paint, увидели его возможности в применении для раскадровки. Tux Paint – это свободная программа для рисования. Легкий в освоении интерфейс. Есть возможность сохранить рисунок, распечатать его на принтере, просмотреть слайд-шоу готовых рисунков [3].

Например, для создания раскадровки сказки с детьми «Цветок для мамы», к графическому редактору Tux Paint добавили в «Штампы» следующие инструменты:

— папки: с героями сказки, избушками, предметами мебели, деревьями, цветами, и другими предметами.

 А в «Фоны» вставили картинки полян.

Для определенного эпизода сказки ребенок выбирает фон, декорации к нему, и подбирает  героев сказки согласно сценарию.

На основе таких раскадровок детям легко создавать мультфильмы.

Когда Федеральный институт современного образования задал направление инновационной деятельности, как «Развитие социального и эмоционального  интеллекта», задумались о том, что создавая и «оживляя» героев мультфильма, дети должны определять и передавать настроения персонажей и переживания, стоящие за ними. Дошкольники часто затрудняются в понимании эмоций, чувств своих и других людей. Поэтому, была поставлена задача погрузить их в мир эмоций, используя «Мультстудию», получить эмоциональный отклик у детей, научить их выражать, понимать, управлять и распознавать эмоции у окружающих и у себя.

Эмоциональное состояние героя в мультфильме выражается  в мимике, жестах, позе, голосом, также правильно подобранным фоном и декорациями. Герой мультфильма это не статическая поза или выражение лица. Как научить детей оживлять героев?  Как  показать в мультфильме  их переживания, настроение: грусть, радость, страх и др.?

Для этого снова использовались возможности графического редактора TuxPaint, чтобы научить детей изображать эмоциональное состояние героя и впоследствии переносить на героев мультфильмов.

На основе «Штампов» графического редактора созданы несколько игр.

«Нарисуй эмоцию» – ребенку называется эмоция, и он отображает ее на лице с помощью глаз, бровей, рта. Или «Путаница», в которой художник перепутал штампы эмоций.

«Подбери пару» – ребенку предлагается набор картинок героев из мультфильма с разными эмоциями. Ребенок находит и соединяет героев с одинаковыми эмоциями или, наоборот, с противоположными. Это позволяет  научить детей изображать героев мультфильмов в разных настроениях.

Игра «Подбери и назови». Ребенку предлагаются картинки с ситуациями. Он подбирает к ним схематические изображения эмоций – пиктограммы.

И ряд других игр, таких как, «Фантазеры», «Четвертый лишний», «Угадай эмоцию» помогают ребенку понимать и распознавать эмоциональное состояние человека через мимику. Редактор хорош тем, что в нем предлагается ряд инструментов. Например, «Кисточка». Так, ребенок может дорисовать все что желает, например, эмоцию грусти героя дополняет слезами, инструмент «Магия» позволяет подобрать разные фоны и наполнить их соответствующими декорациями.

Как было уже сказано выше, настроение героя определяется также правильно подобранным фоном и декорациями к нему.

Например, мультфильм «Цветик-семицветик». Как с помощью штампов, используя один и тот же фон  можно показать эмоциональное состояние мальчика: грустный мальчик (сидит на скамейке) – облака хмурые, пасмурная погода; и вот происходит чудо: веселый мальчик (встал на ноги) – хмурые облака меняются на солнце, голубое небо, цветы вокруг, салют, воздушные шарики (и все это с помощью штампов редактора).

Или, герои мультфильма «Сокровища Царя  Морского» отправляются на поиски клада с уверенностью, что скоро станут их обладателем. Но появляется Царь Морской и фон уверенности, спокойствия изменяется.

Так, подобраны папки с различными фонами, которые отображают разное настроение: например, природные явления (гром, дождь, радуга, ветер, и т.д.) (дождь может быть грибной, теплый, с радугой под которым герой мультфильма может бегать, прыгать по лужам, смеяться, веселиться; и дождь может быть с грозой, с черными тучами, который вызывает страх, желание укрыться; с фонами  места действия (луг, лес, город, изба, парк, планеты, тридевятое царство и много другого). Фоны могут быть использованы готовые или преображены с помощью инструментов и штампов, в зависимости от эмоционального состояния героя мультфильма. Например, луг  в нескольких настроениях, лес, дополненный деревьями разного характера.

Рисунки, созданные в графическом редакторе, распечатываются на принтере и используются в мультфильме как фоны, декорации.

Таким образом, TuxPaint позволяет мультфильм сделать ярким, эффектным, с эмоционально-выраженными героями, а процесс создания интересным и увлекательным.

Мультипликация предоставляет возможность развивать умения детей распознавать свои эмоции и окружающих, влиять на свое эмоциональное состояние и окружающих.

Список литературы:

  1. Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н., Амочаева И.В., Казунина И.И, Полякова В.Ю. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Н. С. Муродходжаевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ; Лаб. знаний, 2021. – 207 с.
  2. Копченова Ю.С., Чибисова В.А., Муродходжаева Н.С., Язык эмоций: парциальная программа дошкольного образования / Ю.С. Копченова, Н.С. Муродходжаева, В.А. Чибисова. – Бит-Принт, 2023. – 248 с.
  3. Создание рисунков в программе Tux Paint /сост. А. Ю. Колодяжина; ред. Е. Л. Журавлева. – Иркутск: Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2018 – 16 с. – (Клуб компьютерной графики «КомпPaint»).

Related posts

Цифровая личность в медиа пространстве.

by admin
7 месяцев ago

«Играем, снимаем, сравниваем, обучаем».

by admin
1 год ago

Воспитательный потенциал СТЕМ — образования посредством формирования мягких навыков (softskills) в ходе образовательной деятельности.

by admin
1 год ago