«Играем, снимаем, сравниваем, обучаем».

Батмановская Т.В.,

старший воспитатель

МОУ СОШ № 15 дошкольное отделение, Россия,

Московская обл., городской округ Подольск;

e-mail: tany-morozova2007@yandex.ru

Код 373

Аннотация: в статье пойдет речь об опыте работы дошкольного отделения по освоению образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно-техническое творчество «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Кроме этого, будет уделено внимание трансляции практической деятельности дошкольников и педагогического коллектива на различных площадках, конкурсах, мастер-классах, семинарах, умение не только заниматься анимационной деятельностью, но и обучать других работать с различным оборудованием и программным обеспечением. В статье такжебудут затронуты вопросы воспитательного и образовательного потенциалаSTEM – технологий, даны определения таким терминам, как «анимация», «мультипликация».

Ключевые слова: образование, технологии, анимация, мультстудия, трансляция, цифровые технологии, оборудование, программа.

Abstract: the article will discuss the experience of the preschool department in mastering the educational module «I create the World» of the partial modular program for the development of intellectual abilities in the process of cognitive activity and involving them in scientific and technical creativity «STEM — education of preschool and primary school children». In addition, attention will be paid to broadcasting the practical activities of preschoolers and teaching staff at various venues, competitions, master classes, seminars, the ability not only to engage in animation activities, but also to teach others to work with various equipment and software. The article will also address the issues of the educational and educational potential of STEM technologies, definitions of such terms as «animation», «animation» are given.

Keywords: education, technology, animation, animation studio, broadcast, digital technologies, equipment, program.

«Играем, снимаем, сравниваем, обучаем» — долгосрочный проект, основными участниками которого стали на первоначальном этапе дети разновозрастной группы, затем в работу включились дети старше-подготовительной и логопедической групп под руководством педагогов.

Детская мультипликация – это прежде всего игра, в рамках которой ребенок может придумать своих героев и оживить, наделив их определенными качествами.Мультипликация или анимация – вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями[3].

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей. Кроме того, нельзя не учесть тот факт, что на становление личности современного ребенка, развитие его познавательной и речевой активности, большое влияние оказывают развитие информационно-коммуникационных технологий, которыми и овладевают дети в процессе анимационной деятельности.

 Информационно-коммуникативные технологии используются при создании конечного продукта реализации образовательных проектов[2].

Поэтому, наш проект развивается во всех направлениях: помимо съемок детского анимационного мультфильма идет постепенное освоение различных техник мультипликации и работа с различным мультимедийным цифровым оборудованием, самое главное, на что хочется обратить внимание, является то, чтов качестве экспертов и помощников по освоению азов мультипликации выступают дети.А как же иначе? Ведь в соответствии с ФГОС ДО,основная задача нас, как педагогов, заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей, побуждать интерес к разным сферам деятельности, удовлетворять их потребность в познании, самовыражении, творческой и конструктивной деятельности[6].

А теперь немного истории…Как мы к этому пришли.

Работа по освоению образовательного модуля началась три года назад, тогда мы (я и группа моих единомышленников) познакомились с программой «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Затем приступили к ознакомлению с самой мультстудией программой HUEAnimation. Обучились на курсах повышения квалификации по работе с данным модулем программы, освоив различные техники съемок мультфильмов.

На сегодняшний день дошкольное отделение имеет опыт работы с тремя мультстудиями и программным обеспечением к ним: «Мультстудия «Я творю мир» программа   HUEAnimation, ТАБ «СОЮЗМУЛЬТ – ЭЛТИ», программы HUEAnimation и «Мульт – Элти», «Хрустальная мультстудия» программа Stop – MotionStudio. 

Работа с разным оборудованием позволила снимать мультфильмы в различных техниках: пластилиновая анимация, лего-анимация, песочная анимация, что позволяет не просто сравнить между собой оборудование и техники, но и освоить более глубже цифровые и мультимедийные технологии. 

Так, использование театрально-анимационного блока (ТАБ) позволяет комбинировать техники мультипликации. Особенно нравиться ребятам осваивать технику рисования красками по воде (техника Эбру), да еще при этом снимать мультфильм. Интересно наблюдать за тем, как раскрывается яркое, нанесенное на воду пятно, можно подумать и представить, на что оно похоже, ну и дальше уже придумать историю. Данный блок укомплектован прибором (подцветка) поэтому, любой кадр или эпизод можно оформить в цвете, особенно красочно получается, когда ребята работают с песочной анимацией. Хорошо развитое восприятиецветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

  Преимущество хрустальной мультстудии заключается в том, дошкольники самостоятельно могут собрать мультстанок из кубиков (набор базовый курс логики), подготовить декорации, ну а установить программу на телефон или планшет, а затем обучить снимать на телефон мультфильм – помогут воспитатели. Работа с кубиками способствует развитию у дошкольников мелкой моторики, памяти, восприятию мне довелось с моими юными помощниками, мультипликаторами, поработать с данным оборудованием. Оказалось, очень все просто.

Использование мультимедийного и цифрового оборудования, правильно созданная предметно-пространственная развивающая среда, послужило определением цели проекта, а именносоздание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через освоение различных техник мультипликации и освоения цифрового мультимедийного оборудования.

В настоящее время образовательная мультипликация представляет обобщающее название группы технологий, объединенных использованием анимации как образовательного инструмента и способствующих достижению образовательных результатов дошкольников (личностных, метапредметных, предметных). Термин «анимация» хорошо созвучен с тем, что делают наши дети, а именно в их руках оживают персонажи будущих историй и говорят они именно голосами детей – авторов мультфильмов [4].Поэтому, в данном проекте были обозначены следующие задачи: 

1. Совершенствовать умения детей в области создания мультфильмов.

2. Знакомить с новым оборудованием.

3. Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к 

созданию мультфильмов.

4. Поощрять речевую активность и обогащать словарный запас.

5. Развивать информационную культуру, логическое мышление.

6. Воспитывать умение детей работать в малых группах со  

сверстниками, взрослыми.

7. Совершенствовать навыки педагогов в освоении различных техник 

 мультипликации.

8. Обучать других, транслировать опыт «Я знаю, как – могу научить и тебя», «Делай с нами, делай, как мы», «Дошкольники-школьникам».

Ожидаемый результат: уверенное владение детьми различными техниками для создания детского мультипликационного фильма; практическое освоение цифровых технологий; развитие стойкого интереса к мультипликации, совершенствование навыков коммуникации и культуры общения.

Новизна проекта: проект интересен тем, что именно дети выступают в роли консультантов, экспертов. Сначала обучились сами, затем учат других: своих сверстников и детей старшего возраста, родителей, педагогов.  Юные мультипликаторы таким образом выходят за рамки своего привычного общения.   

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап: (взрослые)

— Оснащение предметно-пространственной развивающей среды;

— Ознакомление с оборудованием, изучение технических характеристик, программного обеспечения.

— Изучение опыта работы коллег из других образовательных организаций.

2. Основной: (дети).

— Знакомство детей с оборудованием.

— Обучение различным техникам мультипликации.

— «Кто такой мультипликатор, аниматор, режиссер, сценарист, звукооператор?» и т.д.

— Выбор тем для съемки мультфильмов: обсуждение идей мультфильмов, разработка сценариев, распределение ролей, изготовление атрибутов, подготовка декораций. В свободное от занятий время лепка персонажей для будущих мультфильмов.  

— Непосредственная съемка мультфильма.

— Работа над озвучиванием мультфильма.

— Рефлексия: «Что получилось наиболее хорошо? Что получилось недостаточно хорошо? Какие вы увидели ошибки? Какие эпизоды из мультфильмов понравились больше всего? Как можно было бы обыграть эпизод по-другому?».

3. Этап: заключительный. (Дети и взрослые).

Дети:

«Я знаю, как – могу научить и тебя», «Делай с нами, делай, как мы»,

«Дошкольники-школьникам».

Взрослые:

1. Трансляция опыта работы на различных площадках, мероприятиях, выступления на вебинарах, семинарах, методических объединениях и т.д.

2. Публикации в средствах массовой информации, электронных изданиях.

Результат проекта:

1. Совершенствуются умения и навыки детей в области мультипликации.

2. Развивается познавательно-исследовательский, художественно-эстетический интерес детей, формируются навыки коммуникативной деятельности.

3. Совершенствуется и пополняется словарь детей. Озвучивая мультфильм, дошкольники используют в речи образные выражения, вырабатывают силу голосу, интонационную выразительность и тембр.  

4. В ходе работы над проектом или созданием мультфильма появляется новый продукт совестной деятельности детей и взрослых.

5. Осваиваются новые цифровые технологии.

Мультстудия имеет огромное значение в работе с дошкольниками.

Во-первых, мультстудия используется как средство развитияисследовательских способностей ребенка.  Самый первый наш проект «Как построить дом?»  был проведен через все модули программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Педагоги составили паспорт проекта, где подробно отразили все виды и формы детской деятельности. Ребята обсуждали, какие бывают дома, рисовали, лепили, чертили схемы домов, играя в маленьких инженеров, сравнивали свойства песка и глины, говоря о том, что дома бывают разные (кирпичные, деревянные, глиняные и т.д.). С помощью Даров Ф. Фребеля дети возводили площадки домов, строили мосты, арки, комнаты, закрепляя при этом пространственные отношения и геометрические формы объектов и предметов. Набор «Планета STEAM» позволил дошкольникам воплотить идею постройки целого города: так на ковре ребята развернули целую строительную площадку, а затем перенесли данные постройки в свой мультфильм «Город нашей мечты».

Во – вторых, нельзя отрицать тот факт, что занятия с мультстудией является мощным стимулом для решения задач речевого и художественно-эстетического направлений развития, и я убедилась в этом лично.  К концу учебного года, у дошкольников, занимающихся озвучиванием мультфильмов, значительно обогатился обществоведческий словарь: дети стараются использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Например, ребенку надо озвучить какой-то фрагмент, для этого необходимо уложиться технически во временной отрезок, чтобы совпало озвученное с происходящим.  Вот и приходится по несколько раз произносить фразу, меняя слова местами, находя более короткие слова, меняя темп речи и интонацию. Соответственно, у детей совершенствуется дикция. С каждым разом процесс озвучивания становится более совершеннее. Нельзя не отметить следующее; последние наши мультфильмы «Москва-Санкт-Петербург» и «Опасная прогулка» показали, насколько усовершенствованы и развиты речевые навыки детей: речь яркая, эмоциональная, выразительная. 

В – третьих, создание детского анимационного мультфильма достигается освоением информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей [5].

 Наши дети знаюn, как работают программы, HUEAnimation, Stop – MotionStudio, СОЮЗМУЛЬТ – ЭЛТИ и без труда расскажут основные правила съемки мультфильмов. Они научились озвучивать мультфильм несколькими способами, особенно их привлекает наговаривать текст на диктофон телефона, сравнивать озвученное и выбирать лучший вариант.

В – четвертых, в процессе деятельности дошкольники учатся договариваться, совместно принимают решения, распределять роли и т.д. Здесь очень четко затронут аспект социально-коммуникативного развития дошкольников.  А самое главное, приобретенные умения ребята с удовольствием транслируют своим сверстникам, а педагоги делятся своими наработками с коллегами. 

В – пятых, мультипликация, как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет включать детей в процесс творчества, формировать культурно-нравственные эталоны, развивать творческий потенциал ребенка. Структура творческого потенциала состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивации к творчеству, познавательной активности, индивидуальных психических возможностей и особенностей личности детей[3].

Работая с детьми, я заметила, что дети с разной скоростью включаются в совместную деятельность. Так, одни ребята хорошо лепят и рисуют, но не совсем хорошо могут озвучить мультфильм или принять участие в съемках. Другие могут выступать только в качестве оператора (нажимают на кнопку мыши), ну а третьи – с удовольствием озвучивают. Есть дети, которые могут выполнять сразу все виды деятельности.    

Ну, а теперь, собственно, о готовом «продукте». За три года у нас скопилась приличная фильмотека. Тематика мультфильмов – разнообразная.

Мультфильм «Зимовье»: Идея создания мультфильма родилась спонтанно. Во время раскрытия темы проекта дошкольники знакомились с различными видами домов и сооружений. Дети младшего и среднего возраста слушали сказку «Зимовье», а потом вдруг предложили, а почему бы не снять мультфильм по сказке, ведь животные тоже возводят себе жилище? Во время съемки ребята старшего возраста помогли на «сценической площадке» возвести дом из конструктора «Деревянный зодчий»: «….Избу срубили…»

Мультфильм «Прозрачный невидимка», рассказывающий об истории происхождения природного газа, снят в технике легоанимации с использованием набора «Планета STEM».

Мультфильм «Алло, мам?», повествует об эволюции телефонной связи. Именно дети рассказывают и показываю о том, как появился телефон, и что сегодня телефон – это не просто средство общения, ну еще и часы, календарь, электронная книга, интернет и т.д.  В съемках данного мультфильма активную помощь оказали родители воспитанников. 

Памятные даты и важные события «оживают» в мультфильмах, благодаря детской инициативе, фантазии, творческим замыслам педагогов. Так появились мультфильмы «История покорения космоса», «Москва-Санкт-Петербург», «Приглашение в Якутию»,«В мире животных».

Интересная идея съемки мультфильма «В мире животных», началась с того, что девочка в выходной день дома слепила различные фигурки животных, проживающих в разных климатических зонах. Девочка — Юля принесла это в группу и предложила придумать сюжет мультфильма, тем самым, проявив инициативу, которую невозможно было не реализовать, ну а в дальнейшем все это вылилось в целое образовательное событие, о котором я скажу чуть позже.

Тема нравственного воспитания затрагивается в мультфильме «Волшебный цветок», «Я иду в детский сад», «Опасная прогулка». Я с уверенностью могу сказать о том, что все без исключения снятые нами мультфильмы, носят образовательную и обучающую направленность. Мультфильм «История покорения космоса» был снят к юбилею космонавтики в 2021 г., в 2022 г. этот мультфильм посмотрели дети четырех возрастных групп. Мультфильм «Опасная прогулка», снятый по мотивам произведения С. Михалкова «Упрямый лягушонок», был предложен для просмотра детям отделения интернат нашего образовательного комплекса.

Мультфильм «Москва-Санкт-Петербург» демонстрировался для моих коллег, старших воспитателей на встрече с представителями Комитета по образованию. На данном мероприятии я представляла опыт работы по теме: «Формирование любви к Родине средствами анимационной деятельности» в апреле 2022 г.

В 2021 г. в качестве консультантов и наставников, наше учреждение приняло участие в городском фестивале «Мульт – СТАРТ», организованном клубом профессионального педагогического взаимодействия «Наустим». Совместно с коллегами, объединив свои усилия мы помогли ученикам начальной школы окунуться в азы мультипликации и снять короткий мультфильм «Город профессий».

В декабре 2021 года на базе дошкольного отделения МОУ СОШ № 15 наши воспитанники совместно с педагогами при содействии ФИСО (Федеральный институт современного образования) провели открытый детско-взрослый мастер-класс воркшоп «Делай с нами, делай, как мы», в рамках которого на теоретической части рассказали взрослым педагогам об особенностях работы с программой HUEAnimation и о том, как рождается мультфильм.  Во второй части мастер-класса, дошкольники, обучали взрослых воспитателей, учителей снимать мультфильмы. В результате работы был и снят мультфильм «В мире животных», автором которого явилась наша воспитанница, о чем я уже говорила выше.

Третьим этапом воркшопа стало представление нового театрально-анимационного блока «СОЮЗМУЛЬТ – ЭЛТИ». Совместно с автором – разработчиком Муродходжаевой Н.С. ребята придумывали сюжет для следующего мультфильма и показывали, как работает новый ТАБ. (театрально-анимационный блок). Уникальный опыт данного мероприятия транслировался на образовательном канале ДО. ОNLINE.  в выпуске №15 в мае 2022 г.  

На межрегиональный семинар успешных образовательных практик «Первые шаги в науку» в декабре 2021 г. наше учреждение представляло опыт работы по теме «Использование STEM – среды в работе с особенными детьми». Один из аспектов выступления содержал фрагмент работы по освоению мультстудии детьми логопедической группы.

В 2021 г. также обобщался опыт работы нашего дошкольного учреждения на городском методическом объединении для воспитателей подготовительных к школе групп. Тема объединения «Внедрение STEM – технологий в образовательный процесс для формирования у дошкольников инженерно-технических представлений и знаний естественно- научной направленности». Участникам мероприятия были продемонстрированы различные формы работы с детьми, в том числе предложен небольшой видеофрагмент основной образовательной деятельности на тему: «Как рождается мультфильм».

В апреле 2022 г. на базе дошкольного отделения функционировал кружок по освоению краткосрочной программы «Мульти-Пульти». Здесь мне пришлось начать все с начала, набрав в кружок новых детей и в течение восьми занятий освоить с ними простейшие азы мультипликации. И тут мне на помощь пришли мои консультанты и эксперты – дети разновозрастной группы, авторы всех мультфильмов. (Хочу отметить также, что разновозрастная группа является федеральной инновационной площадкой по освоению STEM – технологий). Так вот мои воспитанники сами рассказали новичкам о том, как устроена мультстудия, как работает программа, какие существуют правила съемки и так далее, в результате у нас за такое короткое время появился новый мультфильм, ребята его назвали «Путаница»

Для сравнения, дети, начинающие работать с мультстудией более увлечены процессом, им интересно, они хотят всему научится, но конечно же, в техническом плане, мультфильмы ребят разновозрастной группы, более совершенны. Второй раз такой кружок бы набран в сентябре 2022 г. и весь октябрь ребята снова обучались работать с разными мультстанками и видами детской анимации: пластилиновый мультфильм, песочная анимация, лего-анимация, мультипликация в технике Эбру. 

Занятия с мультстудией позволяют раскрыть потенциал любого ребенка, даже самого застенчивого и робкого. Дети, стесняющие озвучивать мультфильмы и имеющие проблемы с речью, охотно сидят рядом со старшим товарищем и участвуют в съемке мультфильма, т.е. просто делают кадры, нажимая на кнопку мыши. Дошкольники так же включаются в работу при подготовке к съемкам: изготавливают декорации, лепят фигурки персонажей, вместе с родителями подготавливают атрибуты из различных видов мелкого конструктора. В обсуждении идеи будущего мультфильма принимают участие все дети, особенно, если этот мультфильм как завершающий этап проектной деятельности. Таким образом можно констатировать тот факт, что при создании мультфильма осуществляется интеграция всех модулей программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Я убедилась, что представленное в теме проекта оборудование одинаково хорошо подходит для обучения детей основам детской мультипликации.  Имея простейший опыт, без труда можно освоить новые программы и мультстанки, и мы с удовольствием поможем детям, ну а дети, в свою очередь, с удовольствием будут обучать своих сверстников и старших товарищей. Данную информацию я со своими коллегами так же презентовала на двух очень важных мероприятиях, которые прошли в форме вебинаров: 30 июня 2022 г. «Фестиваль STEAM – практик в дошкольном и начальном школьном образовании» Московского городского педагогического университета, где я выступала в качестве спикера; 25 мая 2022 г. круглый стол STEM — практик ФИСО (Федеральный институт современного образования) по теме «Внедрение в образовательный процесс модуля «Мульстудия. Я творю мир».      

Представляя готовый продукт, нельзя не сказать о достижениях, ведь положительное оценивание деятельности является мощным стимулом для дальнейшей работы и трансляции опыта. В сентябре 2022 г. я стала лауреатом Всероссийского конкурса методических STEM – решений в образовании «STEM – Хакатон», одним из этапов конкурса стало представление проекта «Играем, снимаем, сравниваем, обучаем» по работе детей работе с цифровыми технологиями, в том числе мультстудиями.

В октябре 2022 г. в дошкольное отделение были приглашены воспитанники интерната, дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Ребят из 2,4,7 классов встретили наши юные мультипликаторы. Мы все посмотрели мультфильм «Волшебный цветок», снятый ребятами разновозрастной группы, затем дошкольники для школьников снова провели мастер – класс, показав, как работает программа и снимается мультфильм.  Так, постепенно реализуется третий этап проекта «Дошкольники-школьникам».

В декабре 2022 г. наше образовательное учреждение снова имело возможность поделиться опытом работы на международном конкурсе на присвоении премии «НАУ – STEAM – ГРАНТ». На мастер-классах в секции «Мульти-Пульти» мы обучали участников и гостей финала конкурса снимать мультфильмы в технике песочная анимация и плоскостная анимация на оборудовании «СОЮЗМУЛЬТ –ЭЛТИ», пластилиновая анимация и т.д. 

Сегодня копилка нашей фильмотеки пополнилась еще одним мультфильмом по мотивам сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», сейчас также идет подготовительная работа к съемкам мультфильма под названием «Солнечный круг» в технике песочной анимации.

В заключении мне, как практику, хочется отметить, что занятия с образовательным модулем «Мультипликация. «Я творю мир» позволяет детям творить, фантазировать, создавать новые образовательные продукты и делиться этим со своими коллегами.Кроме этого, создание детского авторского мультфильма является современным средством интеграции всех образовательных областей в специфических для современного ребенка видах деятельности.Ведь события, созданные детьми самостоятельно, способствуют повышению их осведомленности, развивают воображение, образное мышление и исследовательские способности, а все это влияет на мыслительную и речевую деятельность, повышает творческий потенциал дошкольников.

Список используемой литературы:

1. Аверин,  С.А.Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающейпредметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации / С.А. Аверин, Т.Г. Коновалова, В.А. Маркова.—Москва, 2014. – 116 с.

2. Больгерт, Н. Мультстудия Пластилин / Н. Больгерт, С. Больгерт. —М.: Робинс, 2012. —66 с.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.

4. Муродходжаева Н. С., Пунчик В.Н., Амочаева И. В. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Н. С. Муродходжаевой. — М.: БИНОМ; Лаб. знаний, 2019. —207 с.

5. НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательнаяпрограмма для детей от 5 до 11 лет / О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Либри, 2020. —68 с

6. Федеральный государственный образовательныйстандартосновного общего образования: утв. ПриказомМинистерстваобразования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.— URL:https://base.garant.ru/70512244/ (Датаобращения: 14.07.2023)

Related posts

ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА TUX PAINT ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ТВОРЧЕСТВЕКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

by admin
2 года ago

Все про детскую анимацию или история создания одного мультфильма

by admin
3 года ago

Цифровая личность в медиа пространстве.

by admin
7 месяцев ago