Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством авторских игр и пособий, разработанных на основе парциальной модульной программы дошкольного образования «STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Черемных Оксана Николаевна,

воспитатель высшая  категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»

г. Алдан

oksana1975.17.02@mail.ru

Код УДК 373

Аннотация.

В статье рассказывается об авторской серии игр и пособий о родном крае – Якутии, её традициях, о труде людей Севера.Для обучения детей финансовой грамотностис применением парциальной модульной программы дошкольного образования«STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», направленной на развитие интеллектуальных способностей, в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-технического творчества.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

В результате обеспечения благоприятных условий для развития познавательной деятельности детей и повышения их творческо-поисковой активности, использования авторских игр и пособий дети получили опыт положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, а также узнали много нового о родном крае, о труде людей Севера, о том, что такое «бюджет», «доход», научились распоряжаться и распределять финансы.

Annotation.

The article tells about the author’s series of games and manuals about their native land–Yakutia, its traditions, about the work of the people of the North, to teach children financial literacy using the partial modular program of preschool education «STEM-education of children of preschool and primary school education», aimed at developing intellectual abilities, in the process of cognitive activity and involvement in scientific and psychological creativity.

The development of mental abilities, creative thinking of preschool children is one of the urgent problems of our time.

As a result of providing favorable conditions for the development of children’s cognitive activity and increasing their creative and search activity, using author’s games and manuals, children gained experience of a positive attitude towards the world, other people and themselves, and also learned a lot about their native land, about the work of the people of the North, about what a “budget”, “expense”, “income” is, they learned how to manage and distribute finances.

Ключевыеслова.

STEM-образование, пособие «КругиЛуллия», финансоваяграмотность, техническоетворчество, новаторскаятехнология, финансы.

Keywords.

STEM-education, Lull’sCircles, financialliteracy, technicalcreativity, innovativetechnology, finance.

В данное время, когда остро встает вопрос о защите границ нашей Родины, Владимир Владимирович Путин, особое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей[3].

Любовь к Родине является одной из ключевых основ российской государственности.

Дошкольное детство–начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период прививается любовь к Родине, родному краю, к окружающим людям.

Для того чтобы страна экономически успешно развивалась,общество должно быть грамотным. То есть, должно иметь навыки, знания, умения в области экономики, которые помогают накапливать денежные средства, грамотно и эффективно вести семейный бюджет и управлять личными денежными средствами.

В дошкольном возрасте дети должны быть включенными в экономическую жизнь семьи. Участие детей в экономической жизни семьи дает ряд преимуществ в будущем:помогает детям учиться финансовой ответственности и экономии средств.Дети могут участвовать в планировании бюджета семьи, помогать с покупками и, даже, зарабатывать собственные деньги через выполнение домашних поручений. Участие детей в экономической жизни семьи способствует формированию у них навыков общения, сотрудничества, прививает любовь к труду. Дошкольники учатся работать в команде, принимать решение и решать проблемы, что важно для успешной адаптации в будущем.

Включение детей в экономическую деятельность семьи помогает им понять ценность денег и труда, что способствует формированию здоровой финансовой культуры в будущем. В целом, это дает детям возможность развивать навыки и качества, которые будут полезны им во взрослой жизни. Дети должны иметь первичные экономические знания. Дети – будущее нашей Родины!

На основе парциальной модульной программы«STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» [2] разработаны игры, способствующие развитию финансовой грамотности детей дошкольного возраста с учетом этнокультурного компонента.

Авторские разработки в области обучения детей финансовой грамотности могут помочь им приобрести важные навыки управления финансами, понимания ценности денег и умения принимать информированные финансовые решения. Это особенно важно в современном мире, где финансовая грамотность играет ключевую роль в достижении финансового благополучия и успешного будущего.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Авторские разработки включают в себя игры, игровые пособия, которые помогут дошкольникам управлять бюджетом, планировать расходы. Они также могут научить детей основам финансовой грамотности, таким как понятие,расход, доход, деньги. Способствуют формированию финансовой грамотности, математических навыков, логического мышления, умения работать в команде и принимать решение.

С 2018 года детский сад реализует Республиканский проект «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», с 2021 годаявляется Федеральной инновационной площадкой ФИСО АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» по теме: «Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольных образовательных организаций и начальной школы».

Фундаментом формирования личности ребенка являются многие образовательные результаты, в том числе и любовь к Родине, малой родине, традициям и т.д. Обучая и воспитывая детей дошкольного возраста,в фокусе находится формирование патриотических чувств, уважения к Родине. Правильное экономическое воспитание поможет и в решение таких важных педагогических задач, как патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Понятие «экономический патриотизм», «экономика», «патриотизм» и любовь к своей Родине тесно взаимосвязаны между собой.

Экономический патриотизм – это система общекультурных и общеобразовательных компетенций детей, освоение которыми является эффективной профессиональной реализации в будущей профессиональной деятельности. Экономический патриотизм в области дошкольного образования заключается в том, чтобы научить детей во взрослой жизни вести хозяйственную деятельность максимально полезным образом для своей страны.Воспитание экономического патриотизма у детей способствует успешной социализации личности, способной выживать в сложных экономических условиях, сформировав устойчивый «иммунитет» к меняющимся экономическим условиям (санкциям, импортозамещению и т. д.).

Для решения задач в области воспитания экономического патриотизма у детей дошкольного возраста необходимо создать соответствующие условия и обогащать предметно-развивающую среду. Что и подтолкнуло к созданиюсерии авторских игр и пособий, основанных на программе «STEM-образованиедетей дошкольного и младшего школьного возраста».

Используя готовые пособия в различных видах деятельности, я поняла, что благодаря игровому оборудованию «STEM-образования» можно создать игры для решения конкретных задач в вопросах патриотического воспитанияребенка.

Таким образом появилось несколько интересных игр для ознакомления с родным краем – Якутией, её традициями, которые можно объединить в цикл игр.

Представляем вашему вниманию игру «Знаем Родину свою».

Для игры используется игровое пособие «Круги Луллия», которое состоит из восьми секторов и сектора-стрелки. Мною были изготовлены карточки различной тематики: одежда, символика, животные, виды спорта, по темам:«Олонхо», национальные блюда, музыкальные инструменты, национальная посуда.Цель игры: закрепление знаний о родном крае – Якутии, символики, эпоса «Олонхо».

В ходе игры детям предлагаются следующие игровые задания:

Разработана игра «Мой край родной – моя Якутия»,для которой совместно с коллегами изготовили технологические карточки с изображением представителей флоры и фауны Якутии, карточки с загадками, произведениями разного жанра русского народного творчества. Отгадывая предложенную загадку, дети классифицируют объекты и объединяют в группы с помощью сектора-стрелки.

В заключении игры дети, по желанию, используя жанры устного народного творчества (песни, стихи, потешки, пословицы, считалки, сказки, заклички), рассказывают об одном из представителей любого из восьми секторов. В случае затруднения ребенка, взрослый предлагает познакомиться уже с имеющимся в наборе игры материалом.

На основе планшета «Логико – малыш». Созданы карточки по всем образовательным областям: социально-коммуникативные развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Играя спланшетом «Логико – малыш», можно познакомить и закрепить знания детей о Якутии. В этом помогают карточки: «Пушные звери», «Рыбы водоёмов Якутии», «Национальные якутские музыкальные инструменты», «Национальные якутские орнаменты», «Животные Красной книги Якутии», «Ягоды», «Деревья».

Большой спектр «STEM – образования» позволил применять его не только в свободных видах деятельности, но и на занятиях [1]: «Путешествие по родному краю», «Полёт робота “Пчелы” по просторам Якутии», «Поможем пчёлке» и другие.Были изготовлены игровые поля для биботов: «Карта Якутии», «Железнодорожные станции Якутии», «Математическое ромашковое поле», «В гостях у лесных зверей», «Цветные ладошки», карта к квест-игре по сказкам.

В процессе игровых занятий знакомим детей с районами, улусами родного края – Якутии, достопримечательностями.

В ходе игры предлагаются детям  следующие игровые задания:

В один ряд с формированием патриотических чувств у дошкольников встает формирование основ финансовой грамотности.

Комплексный подход в области патриотического воспитания и формирования финансовой грамотности поможет достигнуть решения задач,отраженных в Указе президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»[3].Педагогами детского сада разработана серия игр, которую можно объединить в цикл.

«Семейный бюджет».

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).)

Используя «Круги Луллия», дети рассчитывают семейный бюджет, знакомятся с понятиями: «расход», «доход», «деньги», «копилка».

В ходе этой игры выполняют задания на планшетах: «Купи сладенькое», «Сосчитай сколько стоит рублей?, «Форма рекламы», «Где можно разместить рекламу?, «Сколько стоят игрушки?»

Следующая напольная игра способствует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, созданию необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Отправляясь в финансовое путешествие, дети совместно с педагогами изготавливали модули: «Банк», «Кафе», «Магазин», «Дома», «ЖКХ», игровое поле — маршрут «Монеты». В этой игре игроки, переходя по стрелкам выполняют различные задания, например, «Получи дополнительный доход», «Заплати за свет», «Соверши покупку», «Уточни время открытия банка», «Считаем и читаем», «Накопи монеты».

Все эти игры можно изменять, добавлять и варьировать. Подбирать от «простого» к «сложному» в соответствии с возрастными особенностями детей. Можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой ребят, при этом решая еще одну важную задачу –умения работать в команде.

В результате использования таких игр решаются важные задачи в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом новых целевых ориентиров в системе образования. Дети учатся практическим действиям: сравнение, классификация.

У них активизируется мыслительная деятельность. Они становятся способны творчески решать задачи. Появляется интерес к научно-техническому творчеству.

Личность ребенка развивается во всем её многообразии: самостоятельности, любознательности, ответственности.

Вариативность использования авторских игр является отличным стартом для совершенствования процессов познания – восприятия, мышления, памяти, воображения. Игры научат детей анализировать, проводить аналогии и делать умозаключения.

В играх тесно вплетены понятия из области финансовой грамотности и представления о малой родине.

Список литературы:

  1. Аверин С.А., Маркова В.А. Робототехника в детском саду: методическое пособие (из опыта работы дошкольных образовательных организаций, реализующих парциальную модульную программу «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА») – Экоинвест, 2021. – 182с.
  2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессепознавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.

«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»: Указ Президента РФ от 20.10.2012 N 1416 (ред. от 12.06.2024) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.07.2024) 

Related posts

Реализация авторской программы «Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста средствами авторской детской мультипликации «English Through Animation» в рамках дополнительного образования(из опыта работы)

by admin
1 год ago

ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА TUX PAINT ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ ТВОРЧЕСТВЕКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

by admin
2 года ago

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

by admin
1 год ago