ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ
Сухова Светлана Николаевна,
Воспитатель
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Виноградовская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение, дошкольные группы «Елочка»
г. о. Воскресенск
E—mail:cvetlak290276@yandex.ru
Аннотация. Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. Статья посвящена практике использования программы STEM-образования с детьми дошкольного возраста, как комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование основных принципов точных наук
Ключевые слова: STEM-образование, модули, логика, творчество, детское сочинительство, интеграция, сказка.
Annotation. Today, the most important competitive advantage is knowledge, technology, and competence. This is the key to a real breakthrough, to improving the quality of life. The article is devoted to the practice of using the STEM education program with preschool children as a comprehensive training, which includes simultaneous study of the basic principles of exact sciences.
Keywords: STEM education, modules, logic, creativity, children’s writing, integration, fairy tale.
Введение. STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Благодаря STEM-образованию, дети смогут понять логику и взаимосвязь происходящих явлений, увидеть и изучить мир как систему, сформировать навыки командной работы и умения выходить из критических ситуаций[1].
Тема проектировочного компонента образовательной деятельности: «Сочиняем сказку»
Цель: создать условия для детского сочинительства, используя оборудование образовательных модулей программы STEM-образования
Задачи:
- Создавать условия для детского сочинительства (на основе русских народных сказок), направлять творческий процесс детей в логически обоснованное русло, наполняя историю новыми событиями и персонажами
- Развивать основы безопасного поведения в окружающем мире и здорового образа жизни
- Воспитывать у детей желание планировать свою деятельность, используя предметы окружающего мира (материалы образовательных модулей STEM-образования)
Использованные медиа – объекты: Аудиозапись «В гостях у сказки»
Использованный материал: ОМ «Дары Фребеля»: пособия № 1, 5, 6. Образовательный модуль (далее ОМ) «ЛЕГО-конструирование»: набор «Лего-дупло». ОМ «Математическое развитие дошкольников»: плоскостные геометрические фигуры. Картон белый, простой карандаш. ОМ «Экспериментирование с живой и не живой природой»: микроскоп, чашка Петри, лупа, колбочки, жидкости с разной вязкостью. ОМ «Робототехника»: пчелка Би-бот и поле с геометрическими фигурами, деревьями. ОМ «Мультипликация»: мультстудия «Я познаю мир»
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие»
Словарная работа: уста, сказочники, сочинять.
Организационный компонент: конспект составлен в соответствии с: СанПиН и здоровьесберегающей технологией.
Ход образовательной деятельности
- Приветствие
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
- Мотивационно-ориентировочный этап.
Ребята, мне хочется поиграть с вами в новую игру. Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Я сейчас загадаю Вам загадки, а вы попробуйте отгадать сказочных героев.
А вы знаете, как появились сказки? Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы – Яги! Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели (сказочники, которых послушать приходили из других деревень).
- Поисковый этап.
БЕСЕДА ПО СКАЗКАМ.
Кто главные герои русских народных сказок «Гуси-лебеди» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? В какой сказке девочка заигралась и забыла про своего меньшого брата? Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой, когда он попил водицы из копытца? Кто похитили мальчика и понесли к бабе-Яге? Девочка смогла спастись, выполнив просьбы кого, чтобы все в сказе закончилось хорошо?
А скажите трудно придумывать сказки? А почему? А вы хотите научиться придумывать сказки?
СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
«В нашей группе чудо совершается. Дети в сказочников превращаются» (Аудиозапись «В гостях у сказки»)
- Практический этап.
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ (по русской народной сказке «Гуси-лебеди»[2]).
В одном селе («Село и лес» (дом, забор, дерево, кустарник) ОМ «ЛЕГО-конструирование») жили-были батюшка с матушкой и детки: Аленушка и Иванушка (силуэты людей смоделированы из плоскостных геометрических фигур ОМ «Математическое развитие дошкольников»). Однажды, когда родителей не было дома, детки побежали в лес.
А лес то, дремучий, плутали они, плутали, и вдруг встретили говорящих печку и яблоньку (конструирование при помощи пособий ОМ «Дары Фребеля»). Обрадовались Аленушка и Иванушка. И вдруг печка говорит: — Съешьте моего ржаного пирожка. Обрадовался братец, аж подпрыгнул. А Аленушка шепчет, не ешь пирожки, мало ли чего! (при помощи форм красоты ОМ «Дары Фребеля»). Не послушался ее братец и съел все пирожки, да еще всухомятку. Принялся ныть и даже заплакал, пить хочу, дай попить.
Огляделась Алёнушка, видит, не далеко речка с молочком протекает, побежала она к ней. А братец маленький, слушать ничего не желает. Кричит, не желаю ничего знать, пить хочу, да еще и икать стал. Увидел водицу в следочке от копытца и попил (Микроскоп, чашка Петри, лупа ОМ «Экспериментирование с живой и не живой природой). Ну что ты с ним делать будешь, ведь знает, что так делать нельзя, в луже микробы.
А Аленушка завязла в кисельных берегах речки (колбочки, жидкости с разной вязкостью ОМ «Экспериментирование с живой и не живой природой). А братец, знай себе, пьет из лужицы, и вдруг покрылся шерстью шелковистой, сидит, ничего не понимает. Вдруг слышит: мол, попробуй, Иванушка, моих яблок (конструирование при помощи пособий ОМ «Дары Фребеля»). Поднял голову и увидел яблоньку, а на ней яблочки наливные. И Иванушка попробовал. Вдруг выросли на голове рожки, а на ножках — копытца.
Мимо пролетали гуси-лебеди, увидели такого славного козленочка, схватили и понесли его далеко, далеко. Прилетели к домику на курьих ножках, а там бабка сидит, по имени Яга (Пчелка Би-бот и поле с изображением деревьев. ОМ «Робототехника»). Обрадовалась она козленочку, привязала веревкой, а сама пошла печку топить, воду кипятить. А Иванушка догадался, зачем печка топится и стал веревку дергать. Дергал, дергал и оборвал. Побежал в обратный путь (Пчелка Би-бот и коврик ОМ «Робототехника»). Долго бежал, наконец, увидел Аленку, она никак не вылезет из кисельных берегов. Помог братец сестренке.
Пошли они домой, а куда идти не знают. Долго потом Аленушка и козленочек бродили по лесу, наконец, выбрались на тропинку к дому (Пчелка Би-бот и поле с геометрическими фигурами ОМ «Робототехника»).
А дома батюшка с матушкой. Увидели они вместо сына козленочка. Что делать? Долго потом по докторам возили, уколы делали, лекарства давали, процедуры проходили, пока он человеком не стал (пособие № 1, ОМ «Дары Фребеля»).
Соблюдай правила безопасности на природе, а то козленочком станешь, а доктора вылечить не смогут (повторение правил по картинкам)
- Рефлексивно-оценочный этап
Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца? (Выслушиваются 2–3 ребенка, рассказывают новую сказку, дополняя друг друга или по очереди).
- Последующая работа
Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку. Давайте с вами изготовим мультфильм по нашей сказке и подарим его малышам (Мультстудия «Я познаю мир» ОМ «Мультипликация»).
Заключение. Поставленная цель занятия достигнута. При помощи оборудования образовательных модулей программы SТЕМ-образования детям удалось сочинить интересную сказку. В процессе работы были сделаны акценты на важности здорового образа жизни и правилах безопасного поведения в природе.
Список литературы:
1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь¬ного возраста.: учебная программа / Т. Волосовец Т. В. и др. — 2-е изд., стерео¬тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с., ил. 2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4—5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005
[1]Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.
[2] Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4—5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005
Ссылка для цитирования: http://journal.eltiland.ru/razvivayushhaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda/obrazovatelnaya-deyatelnost-doshkolnikov-s-ispolzovaniem-predmetno-razvivayushhej-sredy-obrazovatelnyh-modulej-programmy-stem-obrazovaniya/