Иванова Анастасия Дмитриевна

Студентка

ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

msanas@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность реализации программы внеурочной деятельности по созданию журнала на иностранном языке для формирования иноязычной грамматической компетенции у детей 8-9 лет. Приводится пример экспериментальной работы по внедрению во внеурочную деятельность данной программы.

Ключевые слова: иноязычная грамматическая компетенция, журнал, английский язык.

Язык, как феномен культуры, является основной системой, передающей  установки и представления о мире, которые присущи каждому народу. Уникальность каждой культуры отражена и в каждой языковой картине мира. Однако некоторые языки имеют не только различия между собой, но и сходства, которые могут отражаться в лексике, фонетике или грамматике.  Следует отметить важность грамматики в структуре языка, так как владение знаниями о грамматических формах и умение их употреблять, позволяет корректно донести информацию. 

С точки зрения обучения грамматике иностранного языка, следует заметить, что различие в построении и употреблении грамматических форм в разных языках представляет собой наибольшую сложность. Именно поэтому во время объяснения грамматического материла на иностранном языке, учитель может прибегнуть к межкультурным сопоставлениям, чтобы показать сходства или различия в формировании и употреблении данных явлений, тем самым сняв сложность в понимании грамматических форм. 

В настоящее время количество аудиторных часов, отведенных для уроков иностранного языка в средней и старшей школе, явно является недостаточным для того, чтобы от формирования языковых знаний, умений и навыков перейти к формированию коммуникативной, а следовательно, и социокультурной компетенций. Причем следует отметить, что даже в УМК, разработанных для прохождения углубленной программы, акцент делается на дополнительных объемах лексико-грамматического материала, теоретический материал и практические задания, направленные на формирование грамматической компетенции отсутствует.

Данная проблема требует широкого рассмотрения, так как, применительно к сегодняшнему дню, существующие по большей части традиционные методики формирования грамматической компетенции на иностранном языке требуют определённой корректировки.

Заинтересованность школьников в предмете приходит в результате совокупного влияния целого ряда значимых факторов. Первостепенными являются содержательная часть процесса обучения, материал должен быть актуальным, соответствовать возрастным и личностным особенностям обучающихся, процесс подачи учителем знаний, то насколько дети вовлечены в активную деятельность открытия знаний и будет залогом их интереса к предмету. Использование проектной технологии дает возможность решить целый ряд дидактических и методических задач: формирование системы знаний об иноязычной культуре; изучение культур стран родного и иностранного языков с целью формирования бикультурного мышления, позволяющего строить общение с учетом социокультурных особенностей; использование иностранного языка как одного из многочисленных инструментов социокультурного образования.

Результативное формирование иноязычной грамматической компетенции может происходить в условиях каждого из заявленных направлений, однако, мы особенно выделяем, научно-познавательную, социальную и проектную деятельность (КТД (коллективные творческие дела), международные обмены).

Реалии современного мира диктуют свои законы, и это не просто поиск компромиссных решений глобальных проблем таких как терроризм, пандемии, перенаселение, но и существование в поликультурном многонациональном мире внутри страны, с чем уже столкнулись многие Европейские страны.

Система образования должна своевременно реагировать на все эти изменения. Именно поэтому в качестве одной из первостепенных целей обучения иностранному языку Совет Европы называет многоязычие, владение минимум двумя иностранными языками, что должно явиться фактором общего политического и культурного личностного развития. Итогом проводимой политики становится то, что культурообразующая функция выходит на первый план в системе современного мирового образования. Сегодня внеурочная деятельность по иностранному языку представляет

собой важную систему, которая носит неоднородный характер в свете проведения различных развлекательных и воспитательных мероприятий, являющихся дополнительными к обязательной школьной программе.

Нестандартный подход в рамках внеклассного обучения иностранному языку помогает развивать эстетический вкус учащихся, а также мотивирует их к изучению иностранных языков в целом. Ключевыми целями данной деятельности являются создание ситуации успеха, которая формирует возможность у ребенка испытать радость и счастье в рамках обучения. Не менее важным является создание ощущения веры в самого себя, которое полностью пропитывает учащегося и помогает ему преодолевать определенные трудности языкового характера, раскрывая по-новому его возможности и способности. Внеурочная деятельность расширяет социальное пространство учащегося, создавая положительное влияние на учебную деятельность ребенка.

В качестве средства формирования иноязычной грамматической компетенции учащихся 3 класса МБОУ СОШ №15 была разработана программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский журналист» в объёме 62 часа.

Программа кружка «Английский журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы.

Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Грамматическая компетенция подразумевает под собой многокомпонентное явление, которое предполагает знание различных грамматических средств, умение выражать и понимать высказывания, оформляя их по определенным правилам, знание средств выражения грамматических категорий и грамматических единиц, способность корректно использовать грамматические явления для решения различных коммуникативных задач.

Для доказательства эффективности программы была проведена диагностика начального уровня сформированности иноязычной грамматической компетенции в рамках внеурочной деятельности по английскому языку. Для развития иноязычной грамматической компетенции по данному УМС детям предлагались задания репродуктивного характера.

Анализ полученных результатов показывает средний уровень сформированности иноязычной диалогической речи учащихся экспериментального класса.

Анализируя результаты, полученные в процессе проведения анализа, мы пришли к следующим выводам: низкий уровень развития иноязычной диалогической речи составляют 28,5% (6 чел.), средний уровень — 43% (9 чел.), высокий уровень показало 28,5% (6 чел.).

Анализ полученных результатов показывает средний уровень сформированности иноязычной диалогической речи учащихся и контрольного класса. Анализируя результаты, полученные в процессе проведения анализа, мы пришли к следующим выводам: низкий уровень развития иноязычной диалогической речи составляют 21 % (6 чел.), средний уровень — 68% (19 чел.), высокий уровень показало 1 1 % (3 чел.).

Таким образом, проанализировав полученные данные, используя уточненные нами критерии, мы выявили, что преобладающий средний уровень развития иноязычной диалогической речи учащихся третьего класса является основанием для проведения системы уроков, способствующей успешности формирования у третьеклассников умений диалогической речи на английском языке.

Программа основывается на разработке и создании журнала. Во внеурочной деятельности, с учителем разрабатывают школьный журнал на английском языке, по следующим темам: «Достопримечательности Лондона и Москвы», «Путешествия по миру», «Спорт в России и Британии», «Музыка и знаменитости», «Интервью», «Мода». 

Предполагается, что в процессе работы над школьным журналом у учащихся повысится интерес к изучению предмета, а также будут совершенствоваться их коммуникативный знания и умения. 

Важной целью создания школьного журнала на английском языке явилось формирование иноязычных коммуникативных умений учащихся. В процессе работы над журналом решаются следующие задачи: 

  • Ознакомление с новыми терминами, такими как: журналистика, редактирование, СМИ, интервью, сценарий. 
  • Расширение словарного запаса, формирование навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме. 
  • Изучение особенностей работы в процессе создания материалов для журнала.
  • Формирование умений вести дискуссию, диалог; способность развивать речевой и социальный опыт общения на иностранном языке.

У каждого обучающегося в ходе работы над выпусками журналов появляются обязанности в команде по созданию журнала:

Главный редактор — определяет жанровый и тематический состав номера, отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание.

Редактор отдела новостей — ответственный за работу репортеров и за секцию новостей в газете.

Репортер – человек, собирающий материалы для газеты и доступно их

преподносящий.

Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.

Дизайнер – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также он отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.

Программа внеурочной деятельности реализовывалась в течение 10 недель. Всего за период реализации программы было проведено 16 занятий, по внеурочной деятельности, в ходе которых учащимися был создан выпуск журнала «Travelling аround the World».

Занятия по программе внеурочной деятельности «Английский журналист» вызвали положительный отклик не только у учащихся, но и учителя класса, который отметил, что ранее подобная работа детям не предлагалась.

Затем было проведено повторное тестирование для выявления уровня развития иноязычной грамматической компетенции. Результаты тестирования в контрольной группе значительно улучшились. Низкий уровень развития иноязычной диалогической речи составляют 18%, средний уровень — 43% , высокий уровень показало 39%. В контрольном классе данные показатели остались примерно на том же уровне.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности использования программы внеурочной деятельности «Английский журналист» в качестве средства формирования иноязычной грамматической компетенции. Беря во внимание все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что в процессе формирования грамматической компетенции при использовании проектной технологии во внеурочной деятельности происходит развитие личностных качеств обучающихся, таких как толерантность, готовность к сотрудничеству, умение работать в группе и ценить вклад каждого из участников процесса, а самое главное ликвидируется страх перед общением с представителем англоговорящей культуры, готовность к диалогу с учетом речевого и социокультурного такта и вежливости.