Гололобова Юлия Александровна

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №10» г. Усинска

г. Усинск

E-mail: u_gololobova@mail.ru

УДК 373

Аннотация.В данной статье представлен опыт использования метода сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описаны сенсорные дисфункции у детей, которые частовстречаются в логопедической практике и их проявления, а также приемы и упражнения,используемые для совершенствования сенсорных систем.

Ключевые слова.Сенсорная интеграция, сенсорные дисфункции, речевые нарушения, сенсорные системы, диспраксия, коррекционно-развивающая работа.

Annotation.This article presents the experience of using the sensory integration method in working with children with speech disorders. Sensory dysfunctions in children, which are often encountered in speech therapy practice, and their manifestations, as well as techniques and exercises used to improve sensory systems, are described.

Keywords. Sensory integration, sensory dysfunctions, speech disorders, sensory systems, dyspraxia, correctional and developmental work.

Сенсорная интеграция– это процесс комплекснойобработки сенсорных сигналов в мозге, который позволяет человеку концентрироваться на важных стимулах, задачах и не отвлекаться на другие, также влияет на развитие саморегуляции, адаптивности к окружающей среде, моторного планирования, моторных навыков, внимания и готовности обучаться[7, с.31].

Каждый человек по-разному воспринимаети обрабатывает сенсорные стимулы. Нарушение каналов восприятияможет влиять на многие сферы жизни, и человеку иногда требуется много усилий, чтобы преодолеть те или иные трудности. Если сенсорная система работает неправильно, ощущения каждый раз воспринимаются как новые и незнакомые. И мир для такого ребенкабудет выглядеть небезопасным, так как нет ощущения постоянства – отсюда могут возникать проблемы с поведением.

Гармоничное развитие детей возможно при слаженной работе всех сенсорных систем. Сбой в работе одной системыможет приводитьк изменению работы их интеграции, вследствие их тесной взаимосвязи.Планируялогопедическую работу с ребенком, важно обратить внимание на то, как работает его сенсорная система.

Изучая литературу по теме сенсорной интеграции, отметила много схожего в описании детей с воспитанниками, с которыми провожу работу по коррекции речи:

— нарушение поведения, повышенная отвлекаемость;

— слабый мышечный тонус;

—  нарушение тактильной чувствительности в области артикуляции;

— трудности с переключением внимания;

— нарушение фонематического слуха.

Известно, что если мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию, то человеку легче выполнять когнитивные задачи, переключаться с одной на другую. Нарушения сенсорной интеграциимогут мешать процессу обучения и развития, негативно влиять на поведение,тем самымусложнять коррекционную работу.

Впрактике коррекции речивстречаю несколько нарушений, которые связаны с нарушением обработки сенсорной информации, и им уделяю особое внимание на логопедических занятиях.Предварительно определив сенсорный профиль ребенка (разработчики: Маркова В. А., Пунчик В. Н.), выявив нарушение сенсорной системы, использую метод сенсорной интеграции для более эффективной и точечной работы по решению речевых задач во взаимодействии с детьми.

Выделяю нарушения, связанные с нарушением обработки сенсорной информации:

1) диспраксия – нарушение способности к выполнению целенаправленных движений. Для того чтобы выполнить целенаправленное движение важно хорошо чувствовать и осознавать свое тело. Известно, что за это отвечает проприоцептивная, тактильная, вестибулярная и зрительная системы. Праксис в первую очередь относится к планированию моторного действия; это процесс, для которого необходимы представления о предметах и о самих действиях, мотивация и намерение со стороны субъекта[2, с.137].При нарушениях праксиса ребенок сталкивается с трудностями моторного планирования и контроля.Моторное планирование — это процесс, включающий в себя: замысел, планирование, согласование и осуществление действий. Оно содействует процессу сенсорной интеграции со стороны организации и осуществленияответных реакций на сенсорный стимул, а также полагается на ответную реакцию, на стимулы исходящие от тела и окружающей среды, а также на речь, память, когнитивные, мыслительные процессы.

В речи это нарушениеможет проявляться в виде трудностей переключения в области артикуляции и как следствие нарушение слоговой структуры слова и порождения высказываний.

В работе для совершенствования праксиса я использую следующие приемы:

Фото 1

— задания на развитие схемы тела (Фото 1). Ребенок должен понимать, как расположены предметы относительно друг друга. Это один из этапов вразвитии ориентировки в пространстве, которая формируется из ряда восприятий: своё тело, расположение предметов относительно себя, затем пространственные отношения между предметами, высший этап – квазипространство (которое мы не можем увидеть). Если этот вид восприятияу ребенка не сформирован, очень важно его отработать, потому что для развития высших когнитивных навыков таких как, например, чтение и письмо, необходимо чувство направления (а как иначе вы научитесь различать «воз» и «зов», «он» и «но»). Чтобы научиться определять время по часам, нужно уметь различать «лево» и «право», «верх» и «низ»[3, с.28]. Эта способность также влияет на формирование слоговой структуры слова, построение предложений, использование предлогов, а в будущем это и ориентировка на местности, на листе бумаги, умение решать геометрические задачи и т.д.;

— использование элементов самомассажа с предметами разными по фактуре с целью развития тактильного восприятия. В свою очередь обратная связь от тактильной системы принимает участие в развитии чувствования своего тела и моторного планирования [7, с.48];

— упражнения на умение ощущать свое тело в пространстве и возможности повторить позу, как на уровне тела, так и в пальцевом праксисе;

— сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика, чтобы дать ребенку ощущение позы (если есть, например, нарушение тактильной чувствительности и ребенок не может понять, куда и как надо поставить язык). Упражнения могут выполняться на фитболе, крутящемся стуле, балансире. За счет подключения обонятельной, вкусовой, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь [6, с.9];

— задания на переключения: на уровне тела, в кистевом и артикуляционном праксисе;

2) нарушение вестибулярной системы. Известно, что чувство равновесия играет ведущую роль в пространственной ориентировке и связано со слуховой, зрительной и тактильной системами.Человеку необходимо точно обработать вестибулярную информацию для полноценного использования зрения, формирования осанки, умения поддерживать баланс и планировать действия, а также двигаться, успокаивать себя и регулировать свое поведение.

Некоторые дети с данным нарушением испытывают трудности с обработкой информации от вестибулярной системы. Среди нихребята с гравитационной неуверенностью, которые испытывают страх высоты, избегают лестниц, езды на велосипеде, игр на игровом оборудовании. Онимогут натыкаться на мебель, людей, часто спотыкаться, так как им трудно оценить положение предмета относительно своего тела, трудно следить за движущимся предметом, играть в мяч, пройти лабиринт. Их может укачивать в лифте, на качелях. Желание избежать движений плохо влияет на познавательную активность, что сказывается на развитии.

Другие дети с нарушением вестибулярной системы наоборот требуют движений: карабканья, прыгание, столкновение с предметами, частые падения –обычные вещи для таких ребят. Им тяжело удерживать внимание и желание двигаться не дает развиваться способности концентрироваться и обучаться новым навыкам.

Совмещая упражнения с речевыми задачами в работе, использую:

Фото 2

— упражнения на удержание равновесия на возвышенных и неустойчивых поверхностях (балансировочные дорожки, различного вида балансиры, фитбол, джампер) (Фото 2);

— упражнения без предметов (например: на одной ноге, приставляя пятку одной ноги к другой, с закрытыми глазами);

Фото 3

— передвижение на роллерборде и хождение по неровным поверхностям (Фото 3);

3) нарушения проприоцептивной системы.Проприоцепция отражает реакцию к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Проприоцептивная система взаимосвязана с контролем моторики, управлением тела, планированием движений, осознанием положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Проприоцептивная недостаточность обычно сопровождается проблемами с тактильной и вестибулярной системами. Детям с такими проблемами тяжело владеть своим телом, трудно определить количество силы, необходимой для удержания и перемещения предметов. Они часто ломают игрушки, у них неаккуратные рисунки и письменные работы, отмечаются трудности с нажимом карандаша.

Гипочувствительные к проприоцептивным сенсорным стимулам дети, намеренно ищут дополнительные проприоцептивные ощущения: любят прыгать с возвышенности, подолгу прыгать на батуте, толкают и/или бьют других детей, грызут предметы, одежду, любят «шумные» игры, возню, нарочно могут падать на пол. Из-за того, что они неправильно оценивают массу предмета, могут проливать напитки, еду, делают всё со слишком большими усилиями: крепко обнимают, хлопают дверями.

Для необходимого насыщения стимулами проприоцептивной системыв коррекционной работе я использую:

— упражнения на фитболе, джампере, роллерборде;

— вытягивание и растягивание различных веревочек, тянучек, резинок, гофрированных трубок;

— упражнения, которые предполагают перемещение утяжеленных предметов;

— прикосновение и надавливание разными предметамипо твердости, фактуре, температуре;

— игры с ударами и толканием, бросанием предметов вдаль;

Фото 4

-дотягивание до предметов с гамака, фитбола (Фото 4);

— прохождение полосы препятствий, где нужно проползти, перелезть, пролезть.

— работу с пластичными материалами (тесто, пластилин, слайм);

— упражнения на развитие мелкой моторики;

— игры с использованием разнообразного сенсорного наполнителя (разнообразие сенсорного наполнителя позволяет получать новый сенсорный опыт: достать предмет из фасоли или из шишек – нужно приложить разную силу);

— игры с мячами разного размера (ребенок должен уметь подстроить позу, чтобы поймать мяч, что способствует формированию контроля и зрительной координации);

4) нарушение обработки слуховой информации. Состояние слуховой сенсорной системы непосредственно влияет на развитие речи. Данное нарушение проявляется в том, что ребенок:

— отвлекается на фоновые шумы, которые остальные обычно не замечают;

— убегает или закрывает уши руками при громких звуках;

— имеет трудности с пониманием обращенной речи, либо не сразу откликается на речевые обращения;

— путает схожие по звучанию слова, с трудом повторяет предложения, «проглатывает окончания».

Слуховая система анатомически связана с вестибулярной. Использование вышеперечисленных упражнений и оборудования, обеспечивая стимуляцию вестибулярной и проприоцептивной систем, будут косвенно влиять на слуховую[1, с.159]. Безусловно, в приоритете классические приемы развития слухового восприятия,которые начинаются с развития умения различать неречевые шумы, в том числе схожие по звучанию.Например, предлагаются следующие виды заданий на начальном этапе узнавания неречевых звуков:

— «Что звучало?». Для усложнения этого задания, предлагаются шумы схожие по звучанию (например, стук деревянной ложкой, карандашом, деревянной кастаньетой и т.п.);

— «Нужный звук». Задача ребенка – среагировать на определенный звук, совершив какое-либо действие (бросить мяч, хлопнуть в ладоши и т.д.). Для усложнения добавляется фоновый шум: негромкая музыка, аудио-сказка, звуки улицы и т.п. (при этом громкость фонового звука должна быть ниже громкости образца);

— Игры «Stopandgo». Взрослый издает звук с помощью предмета (или звучит музыка), время от времени делая паузы. Задача ребенка- среагировать на паузу и прекратить какое-либо действие. При этом периодичность пауз и длительность звучания всегда разная;

— «Длинный звук — короткий звук». Взрослый предъявляет ребенку звуки различной длительности. Задача ребенка – соотнести его с длинным или коротким предметом (например, коробка (длинная-короткая, шарф (длинный-короткий), носок-гольф и т.п.)[5, с.59];

5) нарушения обработки зрительной информации. Чаще всего зрение выступает в качестве ведущей сенсорной системы. Соответственно, мыслительные операции в рамках этого анализатора развиты лучше, но так бывает не всегда. У детей, не получающих точной информации от тела, нередко страдает и зрительная перцепция. Им сложно закрашивать замкнутые области, не выходя за контур, трудно вырезать по линии и найти различия на картинках, в словах, символах. Дети могут отвлекаться на другие зрительные стимулы в помещении, уходить от зрительного контакта. Некоторые боятся яркого света либо наоборот «застревают» на ярких, движущихся объектах.

Для обеспечения стимуляции зрительной системы использую:

— игры на зрительное различение цвета, формы, размера;

— игры с фонариком;

Фото 5

— игры «Чья тень», «Силуэт», «Собери картинку» (Фото 5);

— различныелабиринты;

— зашумленные, наложенные предметы;

— выкладывание узоров, предметов по образцу.

Практика применения метода сенсорной интеграции в логопедической работе – это хорошая комбинация, которая отражается в положительной динамике результатов сенсорного профиля и речевого развития детей.

В качестве примера, приведу изменения промежуточных результатов сенсорного профиля ребенка четырёх лет.У него отмечается в анамнезе: родовая асфиксия; логопедическое заключение по психолого-педагогической классификации – ОНР 1 уровень, а по клинико-педагогической – моторная алалия; по заключению невролога имеется отставание в психофизическом развитии, нервная возбудимость в комплексе с апатией и расстройство экспрессивной речи.

Диагностика сенсорного профиля показала, что у мальчика имеется гипочувствительность слуховой системы, гиперчувствительность и в то же время сенсорный поиск вестибулярной системы, гипочувствительность мышечной и тактильной систем, и сенсорный поиск в мышечной и тактильной системах. Незначительная гиперчувствительность в области зрительной системы. В связи с этим были трудности с саморегуляцией и моторным планированием. Отсутствовала фразовая речь, ребенок говорил очень мало, отдельными слогами, звукоподражаниями, речь была малопонятна. Он быстро истощался, был апатичен, но иногда показывал и потребность в движении, объятиях, не упускал возможности побыть в закрытом и тесном пространстве. Игровая деятельностьна начало коррекционной работыбыла на предметно-манипулятивном уровне.

Учитывая все вышеописанные показатели и результаты диагностики сенсорного профиля, определила приёмы сенсорной интеграции в дополнение к реализациикоррекционной работы.

После 5 месяцев коррекционной работы отмечается следующая динамика:

— может планировать 2-3 моторных действия, с подключением речевых задач (есть ошибки, но уже концентрируется и с помощью удерживает моторную программу);

— перестал тревожиться, находясь на неустойчивой поверхности;

— в активной речи использует простые предложения, но из-за нарушенного звукопроизношения малопонятные для окружающих;

— может выполнить 4-5 артикуляционных упражнений (в начале коррекции вообще не повторял и не хотел смотреть, как выполняются упражнения, при том, что подражательная деятельность хорошая);

 — появились зачатки сюжетной игры, улучшилась познавательная активность, начал задавать вопросы (что это? где?).

Присутствует слабая динамика в саморегуляции, но здесь еще может играть роль медикаментозное лечение, назначенное неврологом, которое очень сильно стимулирует мозг и возбуждает НС. В целом, положительная динамика есть.

Теория сенсорной интеграции обеспечивает понимание многих поведенческих проявлений у детей, помогает определить необходимую стратегию логопедической работы и повысить ее эффективность.

Основной задачей на логопедических занятиях является развитие речи, а метод сенсорной интеграциипозволяет дополнять и усложнять речевые задачи.

Сенсорная интеграция – не «искусственный продукт». Человеку свойственно развиваться. Стремление к развитию заложено в каждом из нас и иногда его нужно только «пробудить»[4, с.233].

Список литературы:

1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития – 5-е издание – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.

2. Банди Анита, Шелли Лейн, Мюррей Элизабет Сенсорная интеграция: теория и практика – 2-е издание – М.: Теревинф, 2020. – 768 с.

3. Блайт Салли Годдард. Хорошо сбалансированный ребенок: движение и ранее развитие; под редакцией Н.В.Луниной; 2-е издание – М.: Издательство «Национальное образование», 2023. – 192 с.

4. Кислинг Улла, Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие; под ред. Е.В. Клочковой; — 7-е издание – М.: Теревинф, 2020. – 240 с.

5. Кулькова Н. Л. Сенсорная интеграция без сенсорных комнат: доступный комплекс игр и упражнений. – Ростов н/Дону: Феникс, 2024. – 102 c.

6. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. — М.: Парадигма, 2016. – 28 с.

7. Як Эллен, АквиллаПаула, СаттонШирлиСтроим мостики с помощью сенсорной интеграции, 3-е издание; Терапия для детей с аутизмом и другими первазивными расстройствами развития. – Белая Церковь: ПАО «Белоцерковская книжная фабрика», 2016. – 240с.