Гевейлер Людмила Владимировна,

воспитатель

Закирова Анастасия Дмитриевна,

воспитатель

МАДОУ «ДС № 10» г. Усинска

г.Усинск

E-mail: liuda.geveiler@yandex.ru

КОД УДК 373

Аннотация.Статья содержит информацию о практическом опыте педагогов дошкольного учреждения по формированию развивающей предметно-пространственной среды в группе детей дошкольного возраста.

Ключевыеслова.СТЕМ-образование, дошкольноеобразование, модель реализации, конструирование.

Annotation.The article contains information about the practical experience of preschool teachers in the formation of a developing subject-spatial environment in a group of children of middle preschool ag.

Keywords.«STEM education», preschool education, implementation model, design.

В работе с детьми дошкольного возраста важную роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Вопрос её организации является особо актуальным, так как пространство вокруг детей должнообеспечивать возможность эффективного развития способностей каждого ребенка, поддержание образовательного навыка детей и развитие их индивидуальности.

Экспериментальная деятельностьпривлекает вниманиедетей к различным явлениям, способствует расширению и углублению представления воспитанников об окружающем мире, развитию логического мышления.Активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, развивая память, становится стимулом личностного развития ребенка дошкольного возраста. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности[1].

Эффективно преобразованная развивающая предметно-пространственная среда, даёт возможность детямсовершенствовать и использовать свои способности, побуждает к проявлению самостоятельности, конструктивному творчеству.

Для реализации образовательных модулей парциальной модульной программы «СТЕМ – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»:«Экспериментирование с живой и неживой природой», «СТЕМ – конструирование», в детском саду создана уникальная СТЕМ-лаборатория, в которойвоспитанники, пользуясьразвивающими средствами СТЕМ-образования, могут найти дело по душе, проверить свою идею, сформулировать задачи, задать новые вопросы и в практической деятельности найти ответы и решения (Рисунок 1,2,3).Оборудование образовательного модуля позволяет разнообразить детскую исследовательскую деятельность, провести широкий спектр экспериментов, реализовать возможности разнообразного конструирования[2].

Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3

С результатами своих наблюдений, вопросами дети приходят вСТЕМ-лабораторию, где строят различные гипотезы, находят им подтверждение или опровержение, могут проявить себя индивидуально или в групповой деятельности (Рисунок 4,5). Поскольку при необходимости оборудование из СТЕМ-лаборатории берется в группу, дети могут развить свои идеи более продолжительно и детально.При наблюдениях, сделанных детьми в различной деятельности, ребята обращают особое внимание на изменения характеристик предметов: объема, состояния, температуры, направления распространения света, ветра и многое другое. Темы для исследовательской деятельности выбираются самими детьми на утреннем либо вечернем круге.

Рисунок 4
Рисунок 5

Важно соблюдение правил поведения в СТЕМ – лаборатории и условиях группы в процессе детской активности обеспечивает безопасность для ребенка и окружающих. Правила объясняют особенности действий с приборами, природными бытовыми предметами и материалами, которые используются во время опытов и экспериментов [1].Поэтому перед посещением СТЕМ-лаборатории или же перед работой в групповом центре опытов и экспериментов дети напоминают друг другу установленные правила, которые они сформировали самостоятельно, зарисовали и оформили в папку. Папкарасположена в доступной части центра исследования и экспериментирования, дети к ней часто обращаются, могут изменить или дополнить её содержание (Рисунок 6,7).

Рисунок 6
Рисунок 7

Центр опытов и экспериментов, находящийся в пространстве группы,содержит не только готовое оборудование (лупы, песочные часы, пипетки, воронки, микроскоп), но и природный, бросовый материал (различные виды круп, шишки, сухие листья, скорлупы разных орехов, зерна кофе, соль, сахар,крахмал, разные емкости, соединительные материалы) (Рисунок 8,9).

Рисунок 8
Рисунок 9

Для обогащения СТЕМ – лаборатории и центра в группесовместно детьми и их родителямирегулярно привносятсясюда разные материалыдля исследования и проведения опытов. Так появились выращенные кристаллы, коллекция камней и насекомых, сезонно выращиваются растения.

Фиксация детских вопросов в течение дня, акцентирование их внимания на происходящие изменения в природе, совместное планирование деятельности, пополнение центра новыми предметами, соответствующими возрасту и интересам ребят, постановка проблемы, обращение к детям с открытыми вопросами, стимулирует их познавательную активность и способствует привлечению к поисково – исследовательской деятельности – поискуи обнаружению детьми информации обокружающем мире через свободные практические действия с разнообразными материалами. Наличие модели последовательности действийпомогает детям перейти к самостоятельному экспериментированию, проверке своих предположений, побуждает доводить начатое дело до конца(Рисунок 10).

Рисунок 10

Результаты экспериментальной деятельности детей, развивающей мыслительные процессы детей и стремление к самостоятельному познанию, отражают ее насыщенность и разнообразие, которое наполнено за счет ресурсов СТЕМ-образования и накопленного опыта.

Анализируя возможности конструктивной деятельности, было определено множество перспектив для всестороннего развития детей дошкольного возраста: формируемая конструктивная деятельность играет важную роль в развитии творческих способностей, логического мышления, умения решать проблемы [2].

Развивающие пособия СТЕМ-лаборатории всегда подталкивают ребят к преобразованию предметов окружающего мира. Прекрасные возможности в развитии детского творчества и индивидуальности предоставляет оборудование СТЕМ-лаборатории, которую дети посещают с огромным удовольствием. В ней размещены все образовательные модули «СТЕМ-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста», включая и образовательный модуль «СТЕМ — конструирование».

Это позволяет организовать интеграцию образовательных модулей:

-«Дидактическая система Ф.Фребеля» (конструирование, используя формы красоты, жизненные формы и т.д.);

-«Математическое развитие», (конструирование, используя блоки Дьенеша, мозаики «Геометрические формы»);

-«Экспериментирование с живой и неживой природой» (закрепление темы после определенного опыта, например, «снежинка»);

-«Робототехника» (создание конструкций);

-«Мультстудия «Я творю мир»» (конструирование персонажей)[2].

Педагогуконструктивная деятельность позволяет в игровом взаимодействии с детьми решить целый комплекс воспитательно-образовательных задач.

Моделируя реальные или вымышленные объекты, дети выступают в роли исследователей, познающих конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, объединения. Учатся экспериментировать, создавая новые комбинации, становятся авторами, постигающими законы красоты.

В процессе взаимодействия развивается стремление детей к самостоятельному творческому конструированию.

Рисунок 11
Рисунок 12

Интерес детей к конструктивной деятельности, возникший в СТЕМ-лаборатории, поддерживается в группе, гдесозданы условия для реализации их творческих замыслов (Рисунок 11,12), начиная с пополнения центров различными материалами (бумага различной плотности и текстуры, цветные проволочки, пружинки, скотч и т.д.), игрушками (кубиками, сборными моделями, мозаикой и, конечно, конструктором «LEGO Education», как базовым набором образовательного модуля «LEGO-конструирование»). В развивающей предметно-пространственной среде группы создано дорожное полотно, которое используется детьми в творческом конструировании и дополняется различными конструкциями.

Постепенно коллекция конструкторов в СТЕМ-лаборатории и группе пополняется и расширяется. Сейчас в них разнообразные виды конструкторов с различными вариантами крепления: конструкторы с деталями, имеющими плавные, изогнутые края; конструктор-снежинки, из трубочек, с гнущимися креплениями; конструктор-липучка. Взаимодействие детей с этими предметами требует от них точности, умения контролировать свои движения, аккуратности и внимательности (Рисунок 13.14). Такое разнообразие позволяет им освоить различные конструктивные навыки (представление о величине, форме, направлении; умение видеть предмет в целом и его части; понимание сочетания различных деталей, дающих различную прочность) реализовать свои творческие идеи и разнообразить игровую деятельность[3].

Рисунок 13
Рисунок 14

Центр конструирования оформлен детскими фотографиями готовых построек и в процессе их творческой деятельности, папками со схемами различных конструкций, которые находятся в свободном для детей доступе. Тем самым акцентируется внимание ребят на значимости их идей, достижений и интересов (Рисунок 15,16).

Рисунок 15
Рисунок 16

Очень важно и ценно то, что дети в СТЕМ-лаборатории и группесоздают модели, которые затем с большим удовольствием используют в игре, в качестве подарков друг другу, или взрослым, оформляют выставки, при этом испытывая яркие эмоции (Рисунок 17,18).

Рисунок 17
Рисунок 18

Взаимодействие в созданной среде строится по принципу от простого к сложному. В процессе анализа объектов, основных частей, деталей, пополняется детский опыт. Далее детям предлагаются задания с усложнением. Используя технологию проблемной задачи, которая формирует самостоятельность детей и активизирует их творчество: «Сделай по образцу, но дополни…», например: башню сделайте выше; хвост птицы – пышнее, другого цвета; попробуйте заменить одну деталь на другую, сохраняя устойчивость конструкции. Применяя метод преобразования, например: постройте мост не только для автотранспорта, но так, чтобы под ним проплыл корабль; соединитемежду собой разные постройки. Такая работа позволяет детям перейти к самостоятельной конструктивной деятельности творческого характера, поскольку наблюдается не только усложнение конструкций, но и практических действий [4].

В результате при совместных обсуждениях на утреннем или вечернем круге появляются новые детские идеи, варианты и способы их воплощения, совместно рождается замысел и его исполнение.

Интересным приемом в развитии конструктивной деятельности детей, их творческого взаимодействия является использование фотографий в журналах, энциклопедиях, отображающих общий вид объекта, при этом дети самостоятельно решают, какие детали они могут применить и чем заменить недостающие[4].

По мере усложнения дети сначала строят и затем зарисовывают схему своей постройки, а впоследствии сначала рисуют схему постройки, а уже потом строят по ней конструкцию (Рисунок 19,20).

Рисунок 19
Рисунок 20

Таким образом, дети приблизились к самостоятельному созданию новых образов. В итоге ребята могут домысливать, добавлять к своим моделям дополнительные детали, видеть в обыденном, стандартном материале сходство с предметами действительности или вымышленными образами, передавая им задуманный характер, приписывая значения, по — собственному замыслу.

Подводя итоги, хочется отметить, что созданные условия, выбранные методы работы, позволили не только поддержать интерес детей к конструктивной деятельности и практическому преобразованию окружающего мира, но и способствовали развитию интеллектуального и творческого развития детей, формированию их самостоятельности, инициативы.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что созданные условия для обогащения исследовательской, экспериментальной, конструктивной деятельности детей дошкольного возраста в контексте СТЕМ-образования, методы развития детского потенциала позволяют сделать познавательный процесс максимально интересным, ориентированным на потребности, возможности, интересы детей.

Список литературы:

1. Аверин С.А., Муродходжаева Н.С. Методические рекомендации по реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» на дошкольном уровне образования/М., 2022 г.

2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессепознавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с..

3.Романина, В.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет / В. И. Романина. – М.: Классикс Стиль, 2003.

4.Ситникова Т.В., Каричева И.Н., Тихонова Е.В. Организация конструктивно-модельнойдеятельности в детском саду (методическое пособие), 2021 г.