Рычкова Анна Николаевна,

педагог дополнительного образования

МАДОУ «Детский сад№63»

г. Ижевск

rychkova.ana@yandex.ru

код УДК 372

Аннотация: В данной статье рассматривается использование игрового комплекса LegoEducation(«Моя история»),разработанного компанией Lego, при освоении дошкольниками простых речевых конструкции на английском языке. Как известно, данный комплекс предназначен, прежде всего, для детей школьного возраста и основан на наличии у них определённой лексической базы. Здесь представлен адаптированный вариант его использования с учётом основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по материалам ФГОС и новых развивающих технологий STEM-образования, связанных с Lego-конструированием, а также разработаны цели и задачи использования данного комплекса с учётом основных целей, представленных непосредственно разработчиками. Статья раскрывает поэтапное освоение лексических конструкций дошкольниками и их использование при описании сюжета, который включает в себя местодействия и действующее лицо. Данное освоение происходит через творческую составляющую, используемую при работе с конструктором. Особое место в данной работе уделяется использованию приложения StoryVisualizer, с помощью которого ребёнок может представить реальный продукт своего творчества в виде готовых комиксов. Данная работа также является начальным этапом при создании мультипликационных фильмов.

Таким образом, данная статья представляет интерес для преподавателей английского языка в сфере дошкольного образования и способствует освоению одного из приёмов, который помогает дошкольникам выстраивать простые речевые конструкции на английском зыке.

Ключевые слова: Лего-конструктор, STEM -образование, речевое развитие, подготовительный этап, основной этап, речевые конструкции, компьютерная программа StoryVisualizer.

Annotation: This article discusses the use of the Lego Education game complex («My Story»), developed by Lego, when preschoolers master simple speech constructions in English. As you know, this complex is intended primarily for school-age children and is based on the presence of a certain lexical base. An adapted version of its use is presented here, taking into account the main targets at the stage of completion of preschool education based on the materials of the Federal State Educational Standard and new developing technologies of STEM education related to Lego construction, and the goals and objectives of using this complex are developed, taking into account the main goals presented directly by the developers. The article reveals the gradual development of lexical constructions by preschoolers and their use in describing the plot, which includes the scene and the actor. This development takes place through the creative component used when working with the designer. A special place in this work is given to the use of the Story Visualizer application, with the help of which the child can present the real product of his creativity in the form of ready-made comics. This work is also the initial stage in the creation of animated films.

Thus, this article is of interest to teachers of English in the field of preschool education and contributes to the development of one of the techniques that helps preschoolers to build simple speech constructions in English.

Keywords: Lego-constructor, STEM -education, speech development, preparatory stage, main stage, speech constructions, computer program Story Visualizer.

Современные реалии ставят перед образованием серьёзные задачи: заинтересованность в обучении, практичность получаемых знаний, обучение должно проходить в занимательной форме. Все это, непременно, должно принести хорошие результаты в будущем ребенка. В современномобществе знание иностранного языка стало необходимой характеристикой образованного человека. Следовательно, всё актуальнее становится вопрос о необходимостиобучения иностранному языку именно в дошкольный период, а также подбор необходимых технологий, способствующих его освоению на данном этапе развития ребёнка.

В нашем дошкольном учреждении мы обратили внимание на использование STEM-образования [1]при обучении английскому языку. СегодняSTEM-образование – один из основных мировых трендов. По мнению специалистов, обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями [4].

Ярким примером является совместное построение детьми Лего-конструкций.Действительно,Лего-конструктор обладает весомой практической ценностью,особенно в дошкольный период развития ребёнка. Мы постарались раскрыть два основных направления использования Лего-конструктора:развитие технических навыков и речевое развитие.

Обратив внимание на игровой комплекс Lego Education («Моя история»), мы предположили, что данный материал будет способствовать более эффективному обучению дошкольников построению простых речевых конструкций, а также способствовать погружению ребёнка в среду иностранной лексики (в нашем случае – английского языка).

Основанием использования данного игрового комплекса послужили также ориентиры на этапе завершения дошкольного образования [4]:

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и т. п.

Lego Education, направлен, прежде всего на детей школьного возраста, а обучение иностранному языку дошкольников сопряжено с рядом особенностей:

  • на данном этапе не изучаются буквы английского алфавита и не подразумевается обучение чтению;
  • грамматика вторична;
  • происходит освоение преимущественно отдельных лексических единиц.

Таким образом, необходимо осуществить особенный подход к использованию данного комплекса при обучении дошкольников иностранному языку, сопоставив вышеизложенные целевые ориентиры с задачами Lego Education [2]:

  • развитие творческого потенциала ребёнка;
  • умение излагать свои мысли;
  • освоение компьютерных технологий;
  • обеспечение комфортного самочувствия при освоении материала.

Принимая во внимание и особенности обучения дошкольников иностранному языку мы определили основные задачи использования данного игрового комплекса на раннем этапе обучения иностранному языку:

  • продолжать способствовать освоению новых лексических единиц на английском языке;
  • способствовать освоению составления речевых конструкций на английском языке;
  • способствовать творческому подходу при составленииречевых конструкций.
  • способствовать развитию воображения и осуществления комфортного самочувствия при освоении материала.

Работу с игровым комплексом разделили на три этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Подготовительный этап включает в себя ознакомление детей с предложенным материалом: знакомство с новой лексикой.

Так, например, закрепляя тему «Mybody» («Моё тело») дети рассматривают детали Лего-человечков (legs-ноги, body-тело, head-голова, hands-кисти рук)и собирают его произвольно.

На основном этаперазработчики Lego Education при составлении истории (рассказа) на русском языке (либо на иностранном, но на более продвинутом уровне) предлагают ориентироваться на следующие вопросы [2]:

Кто?(главный герой).

Где?(место действия).

Что? (что происходит в действии).

Когда? (время действия).

В связи с более узким уровнем знаний дошкольников на иностранном языке, предлагаем при составлении речевых конструкций использовать только два из них:

Где? (место действия).

Кто? (главный герой).

Данный игровой комплекс позволяет перенестись ребёнку в определённое место действия: город, пляж, лес ит.д. Здесь учитывается творческий подход ребёнка с выбором данного места.

В этом нам помогает цветное поле со стрелкой-указателем. Каждый цветной сектор определяет место действия. Например, green (зелёный) может быть forest (лес), park (парк) или то, на что сориентируется фантазия ребёнка, в соответствии с указанным цветом.

Выбрав в игровой форме место действия, дети приступают к самому долгожданному этапу – постройке этого места. При ответе на вопрос Кто? дети выбирают героя. Помогает в этом также стрелка-указатель, но с другим полем. Это поле определяет лишь его характер: sad (печальный),happy(радостный), romantic (романтичный), angry(сердитый).

Затем героев создают дети самостоятельно, они могут быть совершенно разными.

Каждый этап ребёнок фиксирует на компьютере с помощью программы StoryVisualizer и получает изображения созданного им героя и места действия.

Завершающим этапом данной работы служит построение простых предложений на иностранном языке с использованием готовых конструкций.

Данные конструкции включают в себя описание героя (ответ на вопрос Кто?): Itisawitch. She is happy. She has got a dog(Эточародейка. Она счастлива. У неё есть собака).

А также место его обитания (ответ на вопрос Где?):Shelivesinthesea(Она живёт в море).

Таким образом, в конце основного этапа появляется ряд изображений его истории, на основе которого выстраиваются простые речевые конструкции – мини-монолог. Это является основой для будущего комикса.

На итоговом этапе, комикс преображается. Программа StoryVisualizer позволяет добавить иллюстрированные шаблоны (например, добавить к рисунку корону (acrown), чтобы получился принц или принцесса, звёздочки (stars), облака (clouds)..ит.д.) и распечатать созданный комикс.

Таким образом, ребёнок получает собственный творческий проект в виде комикса, который представляет собой некую историю в картинках. Данная работа позволяет не только обогатить словарный запас иностранной лексикой, но и приобрести социальный опыт при представлении проектов в группе, на конкурсах, выставках и дома.

Мы рассматриваем представленные проекты как простейшую базу основы мультипликации, изображенную на листе бумаги. Комикс непосредственно изображает какую-то цепочку событий, разворачивающихся вокруг одного или нескольких главных героев. Следовательно, мы получаем набор картинок, объединённых одним сюжетом и изображающих один и тот же персонаж (или группу персонажей).При этом, мы получаем главного героя, который ассоциируется с новым словом или речевой конструкцией, которую требуется изучить.

В нашем случае, на раннем этапе освоения английского языка, комикс представляет собой серию следующих тематических картинок:

  • действующее лицо (герой комикса). сюда же могут включатся предметы, которые может иметь данный герой;
  • место действия.

Создание комиксов на занятиях английского языка, особенно на начальном этапе обучения, имеет важное значение, так как способствует поддержанию интереса воспитанников в изучении языка, закреплению языковых навыков, созданию возможности сделать использование синтаксических структур более творческими, а диапазон лексики (словарного запаса) подходящим для формата комиксов.

Данная работа доставляет огромное удовольствие детям и всколыхнула интерес педагогов. Интерес возник, прежде всего, благодаря результатам, к которой привела эта деятельность:

  • ребёнок непосредственно погружается в мир лексики английского языка;
  • приобретен опыт работы как в парах, так и в команде;
  • выстраивая свой сюжет, ребёнок в полной мере использует свою фантазию и творчество, что является отправной точкой при построении речевых конструкций;
  • практическим продуктом данной деятельности является создание детьми «комиксов» (иллюстрированных историй), которые несут функцию проектной деятельности, осуществлённую самим ребёнком; языковой целью данных комиксов является закрепление простых языковых конструкций и лексического материала на английском языке, которые дети выдают, рассматривая данный продукт.

Подводя итог, можно отметить, что использование игрового комплекса LegoEducation («Создай свою историю») в адаптированном варианте на начальном этапе обучения иностранному языку, открывает новые возможности при освоении детьми нового лексического материала и способствует освоению использования простых речевых конструкции при построении мини-минологов на иностранном языке.

Литература:

  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.
  2. Построй свою историю. Комплект учебных проектов The Lego Group. [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://le-www-live-s.legocdn.com/sc/media/files/curriculum/sts_demo_curriculum_rus-aab4e24a2830c4c7c3ea2d8b0543ac20.pdf (дата обращения: 09.08.2023)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. — URL: https://base.garant.ru/70512244/ (Дата обращения: 09.08.2023)
  4. Что такое STEM? [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://robot.nios.ru/training/55 (дата обращения: 09.08.2023)