Использование методов сенсорной интеграции виндивидуальной логопедической работе с детьми с ОВЗ.
Губенко Елена Викторовна,
учитель-логопед
первой квалификационной категории,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №169»,г. Краснодар,
E-mail: s.gubenko2011@yandex.ru,
376.2
Аннотация. В статье рассматривается актуальность внедрения STEM – технологий в логопедию, использование методов сенсорной интеграции в индивидуальной логопедической работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова. STEM – технологии, сенсорная интеграция, сенсорные стимулы, речевое планирование, переключение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Annotation. The article discusses the relevance of the introduction of STEM technologies in speech therapy, the use of sensory integration methods in individual speech therapy work with children with disabilities.
Keywords. STEM technologies, sensory integration, sensory stimuli, speech planning, switching, children with disabilities.
Философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан Жака Руссо говорил: «Если вы мне расскажите – я быстро забуду, если вы мне напишите – я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело – я буду это знать и запомню».
Обучение ребенка с речевыми нарушениями требует долгой коррекции, комплексных занятий, волевых усилий. Современных детей необходимо мотивировать, увлекать, используя нестандартные подходы, новые методы и технологии[3].В данной статье мы хотим рассказать о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с которыми в последние годы используем интеграцию STEM-технологий и логопедию. Наши игры помогают формировать у детей с особыми возможностями здоровья основы моделирования, развивают логическое, аналитическое и пространственноемышление. Используя STEM-технологии и приёмы сенсорной интеграции нами замечено, что, играя, дети развиваются; обучаясь в деятельности, не замечают усталости; новый материал запоминают легче. У детей развиваются воображение, фантазия, творчество. Значительно повышается способность к практическому и теоретическому экспериментированию, речевому прогнозированию и комментированию процесса своей деятельности.
Нарушения сенсорной интеграции часто встречаются у детей с тяжелыми нарушениями речи, что проявляется в сложном усвоении сенсорных эталонов, неловкостью, расторможенностью, поведенческими реакциями, различными нарушениями в развитии речи, трудностями в обучении считать, читать и писать[1].
STEM-образование является уникальным инструментом развития ребенка, а в сочетании с приемами сенсорной интеграции, отлично решают речевые задачи, которые ставит логопед. Каждая сторона развития речи основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них.
Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь[1]. В связи с этим одна из задач работы с детьми с ОВЗ является: развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Мы хотим поделиться своим опытом коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4-6 лет.
Мы применяемупражнения для органов артикуляции с использованием метода сенсорной интеграции, где основываемся на чувствительности органов речибез контроля зеркалом.
Развитие и укрепление мышц артикуляции со вкусовыми стимулами вызывают у детей восторг, они старательно и с удовольствием их выполняют (рис.1).
Тактильная система обеспечивает человеку чувство осязания, т.е. способность воспринимать и распознавать стимулы через контакт с кожей. Детям полезно и интересно трогать различные текстуры, играть с ними.
Рисунок 1. Упражнения для органов артикуляции
Цель данных упражнений в работе логопеда с детьми с ОВЗ 3-6 лет:
– преодолеть речевой негативизм;
– вызвать интерес к занятию;
– запуск и развитие речи;
– автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Рисунок 2. Тактильные игры. Дорожки: переключение, программирование
На индивидуальных занятиях неотменно используем многообразные тактильные дорожки, развивая при этом инженерно-техническое мышление, что позволяет ребёнку оригинально, творчески решать поставленные задачив нестандартных ситуациях (рис.2).
Выстраиваем «волшебные» маршруты – изогнутые, прямые, круговые; изменяем способ прохождения – вприпрыжку, переступая, перепрыгивая, приставным шагом[2]. Таким образом, отрабатываем речевые задачи — усвоение лексических, грамматических норм русского языка, закрепление чёткого произношения,формирование речевого подражания, связной осмысленной речи (рис.3). А также, при коррекции ТНР закладываем основы программирования и переключения – учим мыслить образно, уметь визуализировать, соотносить реальность и абстрактность, строить алгоритм своих высказываний и действий.
Рисунок 3. Тактильные игры. Дорожки: переключение, программирование
В своей работе, мы пришли к выводу, что эффективной игрой по коррекции слоговой структурыиразвитию ритмов на начальном этапе формирования речи у детей (при «запуске речи») является планирование слова с помощью сенсорных стимулов, например:
— выкладывание деревянных спилов ребёнком в соответствии с речевой
инструкцией логопеда: «Если я говорю“Аааа”, положи большой круг, если
говорю“Оооо”, положи маленький кружочек»;
— отстукивание кулачком по маленькому деревянному спилу и раскрытой ладошкой по большому спилу дерева в заданном ритме;
— произнесение звуков А-О и отстукивание;
— выкладывание камешков на слоги, проговаривание слов с помощью данных предметов;
— проговаривание слова и нажатие на звоночек в соответствии с заданным цветом (поднимает настроение детей, их мотивацию);
Рисунок 4. Коррекция слоговой структуры слова, планирование речи в сенсорных играх через развитие ритма
— выкладывание цветных фишек на каждый слог, сюрпризным моментом является магнитный жезл, с помощью которого ребёнок собирает выложенный ряд и при этом экспериментирует (рис.4).
Игры-эксперименты для развития зрительно-моторной координации и ускоренной автоматизации иразличениюпоставленных ребёнку звуков с использованием сенсорных стимулов также активно используются нами: прятание, поиск и обнаружение, – дети любят искать картинки, игрушки на дне коробочки, подноса под слоем наполнения (фасоль, нут, бумага, кинетический песок, ракушки), когда происходит внезапное появление предметов (здесь также мы закладываем основы исследования с доступными материалами).
Речевое планирование и комментирование своей деятельности заметно повышает эффективность работы по устранению сложных недостатков речи ребёнка:
— выкладывание предметов по кругу в соответствии с заданным цветом,
при этом правильно проговаривая слова с автоматизируемым звуком, например Ш (каждому цвету помпона соответствует определённое слово – красный – шапка, синий – шахта, зелёный – шаги);
— автоматизация звука в слоге с распределением напряжения рук (умение одну руку сжимать, другую расслабить).
Рисунок 5. Игры со схемами и переключением с использованием сенсорных стимулов
— игры со схемами и переключением с использованием сенсорных стимулов — ребёнку предлагается согласно заданным схемам проговаривать речевой материал. Схему соответствия цвета и предмета для закрепления звука он может придумать сам (рис.5).
Используем различные по форме, цвету, назначению, текстуре сенсорные материалы: графомоторные трафареты, мелкие игрушки, фигурки [2].
В нашей коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое отношение к играм на интерактивной доске и компьютере. Данные технологии не заменяют логопеда, а дополняют и делают его работу более продуктивной, разнообразной. Дети экспериментируют с заданием, передвигают объекты, группируют, сортируют, моделируют, изменяют цвет, размер. Дети используют интерактивные схемы, звуковые символы, значки, эмблемы, пиктограммы при согласовании слов, составлении предложений, рассказов, пересказов, что усиливает сенсорную реакцию, повышая самомотивацию детей, а также является предпосылкой к программированию – поиск множества решений одной речевой задачи, планирование самостоятельного речевого высказывания, своих действий.
Таким образом, методы сенсорной интеграции, применяемые нами в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи, способствуют достижению высоких результатов в развитии речевых, коммуникативных, моторных, сенсорных умений, в более короткий промежуток времени, и положительно влияют на развитие ребёнка в целом.
Список литературы:
- Айрес Э. Джин. Ребенок и сенсорная интеграция.Понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019. 272с.
- Седова Н.В., Царапкина О.Ю., Шувалова М.К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями// Молодой ученый.2016. № 9 (113). С. 408-410.
- Таринская Т. А., Чекулова С.В.STEAM-технологии в работе учителя-логопеда // Педагогическое мастерство: материалы XIII Международной научной конференции. / Молодой ученый.Казань. 2021. С. 24-27
Ссылка для цитирования: http://journal.eltiland.ru/korrekczionno-razvivayushhee-obuchenie/ispolzovanie-metodov-sensornoj-integraczii-vindividualnoj-logopedicheskoj-rabote-s-detmi-s-ovz/