Зоценко Наталия Николаевна,

педагог дополнительного образования МБДОУ № 23, Свердловская обл.,

Сухоложский р-н, с. Знаменское,

ул. Горького, 23

doy23@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос актуальности SТEM -образования на этапе дошкольного детства. Представлен практический опыт использования модуля «Робототехника» инновационной программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста (авторы программы: Т.В. Волосовец, В. А. Маркова, С.А. Аверин) в поисково-исследовательской деятельности детей-дошкольников.

Ключевые слова. STEM – образование, робототехника, развитие, ситуация успеха.

Annotation. The article deals with the issue of the relevance of STEM education at the stage of preschool childhood. The practical experience of using the module «Robotics» of the innovative program «STEM – education of preschool and primary school age children (authors of the program: T.V. Volosovets, V. A. Markova, S.A. Averin) in the search and research activities of preschool children is presented.

Keywords. STEM — education, robotics, development, success situation.

В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. В своем послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости» Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Стратегия развития воспитания до 2025 года» заложили новое направление в образовании в РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам предстоит:

— работать по профессиям, которых пока еще нет;

— использовать технологии, которые еще не созданы;

— решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться;

По данным статистики, в ближайшем будущем в России будет резко не хватать IТ-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высоко технологичных производств. В настоящее время в России широко внедряются программы SТEM-образования, которые являются основой для подготовки сотрудников в области высоких технологий. Основными задачами данного направления в образовании является:

— развитие интереса к техническим дисциплинам;

— развитие навыков критического мышления;

— активизация коммуникативных навыков.

Наш детский сад «Ромашка» находится в сельской местности. Удаленность от областного центра не позволяет детям увидеть и узнать что-то новое, интересное. У родителей не всегда есть возможность познакомить детей с масштабными производствами и новинками в области современных технологий. Опираясь на потребности детей дошкольного возраста, запросы родителей, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», наши педагоги начали активно осваивать и внедрять в воспитательно — образовательную деятельность с дошкольниками инновационную программу «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», авторы программы: Т.В. Волосовец, В. А. Маркова, С.А. Аверин. В современном мире перед педагогами стоит задача подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, направленном в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Я, как педагог дополнительного образования, прошла курсы повышения квалификации по программе «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в объеме 72 часа, посетила обучающий семинар в МАДОУ № 322 г. Казани в январе 2017 года. В ноябре 2019 года представила опыт работы по блоку «Робототехника» программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Для создания предметно-развивающей среды мы используем конструкторы LEGO WеDо 2.0, Малыш-2.0, BRAIN-A».


В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других [5].

В образовательном блоке «Робототехника» ведущим методом вовлечения детей в научно-техническое творчество я использую метод прикладных творческих проектов, в основе которых лежит ситуация познавательного поиска. Собирая или программируя робота, ребёнок получает практический результат этого поиска, у ребенка формируются и развиваются навыки информационной компетенции: работа с различными источниками информации, умение самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения поставленной задачи, информацию.

Метод проектов применяю в тесной связи с поисково-исследовательской деятельностью детей.


Подобный тандем поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Ребенок находится в ситуации успеха здесь и сейчас! Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. По мнению Н. Н. Поддьякова, применительно к дошкольникам, с социальной, педагогической, психологической точек зрения, успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка, людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности [3]. Когда ожидания и результаты совпадают, или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе. В дошкольном возрасте ребенок чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее. Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. В исследованиях А. С. Белкина успех рассматривается в сочетании с понятием «ситуация успеха». «Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что возможно организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития» [1].

STEM – оборудование позволяет создать для воспитанников возможность быть всегда в творческом поиске, и, как следствие, — в ситуации успеха.

Реализация ситуации успеха через проектную деятельность в робототехнике дала положительные результаты.

За прошедший период совместно с родителями и воспитанниками мы разработали и реализовали проекты:

— «Робот-захватчик» — на муниципальном конкурсе 2-е место (май 2018г.);

— С проектом «Лаборатория профессий» мы участвовали в областном конкурсе инновационных проектов, вошли в десятку призеров (ноябрь 2018г.);

— Проект «Робо-футбол» презентовали на муниципальном фестивале-выставке «ТЕХНО – день» (июнь 2018г.);

— Проект «Умный город — город будущего» — презентовали на Общем собрании Саморегулируемой организации Ассоциация управляющих и собственников жилья и на аппаратном совещании в городской администрации (июль 2018г.);

— Проект «Робот – уборщик» занял 2-е место на муниципальном конкурсе (август 2018г.);

— С проектом «Кресло для особых людей» заняли 1-е место, «Предотвращение наводнения» -2-е место на муниципальном конкурсе (ноябрь 2018г.);

— С проектом — «Наш театр АРТ – робот» участвовали в региональном конкурсе «Театр настоящий и будущий»- вошли в десятку призеров (февраль 2019г.);

— На региональном конкурсе «Старт в будущее» — диплом 3 й степени за проведение мастер-класса по робототехнике и презентацию проекта «Роботы помощники в нашем селе». Также с данным проектом мы участвовали во всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку» и вошли в десятку призеров в номинации «Мой первый робот» (ноябрь 2018г.);

— Проект — «Морские робототехнические истории» — 1-е место на межмуниципальном конкурсе (май 2019г.);

— Проект «Карусель» — 2-е место на муниципальном конкурсе «Маленький инженер» (сентябрь 2019г.);

Также мы успешно презентовали нашу деятельность.

— В феврале 2018 года на муниципальном семинаре провели мастер – класс по робототехнике в рамках реализации парциальной модульной программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

— В марте 2018 года, на очном этапе ХVI Всероссийской научно–практической конференции «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и технического творчества у обучающихся» наши воспитанники провели мастер-класс по робототехнике с конструкторами LEGO WеDо 2.0, Малыш-2.0, BRAIN-A» для гостей конференции и студентов педагогического колледжа в г. Камышлов Свердловской области.

— В марте 2018 года приняли очное участие в V Международной научно-практической конференции «Инженерное образование от школы к производству» на базе ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» г. Екатеринбург и провели мастер-класс по робототехнике с конструкторами LEGO WеDо 2.0, Малыш-2.0, BRAIN-A».

— В апреле 2018 года совместно с воспитанниками и педагогами организовали и провели практико-ориентированный семинар для студентов Камышловского педагогического колледжа «Робототехника и конструирование как средство развития конструкторских и творческих способностей ребёнка в образовательном процессе ДОУ», где также провели мастер-класс по робототехнике.

— В апреле 2019 года я представила доклад «Конструирование и робототехника, как средство успешного развития воспитанников в рамках реализации КП УИШ», на муниципальном семинаре-практикуме «Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ».

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность в области робототехники – это результативная и перспективная форма, позволяющая показать результат командной работы воспитанников, родителей и педагогов, презентовать полученные новые знания и способности. А именно это «позволяет развивать личность ребенка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства».[2] Самоопределение и инициатива ребенка связаны со становлением его субъектности, а именно способности поставить конкретную цель и иметь твердое намерение ее достичь.[4]

Литература

1. А. С. Белкин «Ситуация успеха. Как ее создать», Москва, «Просвещение», 1991 г. с. 47.

2. Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С.А. Аверин. «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», г. Краснодар, 2017г. с.5.

3. Н. Н. Поддъяков «Мышление дошкольника», Изд. «Педагогика», 1977 г. с. 88

4. А. Б. Теплова, С. А. Аверин «Образовательный модуль «Робототехника», г. Москва, 2019г. с. 27, 28.

5. А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В.— М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.—144 с.