Федоренко Елена Адамовна,

педагог-психолог первой квалификационной категорииМБДОУ – детский сад № 189,

г. Екатеринбург,e-mail: alena.fedorenko.81@mail.ru

УДК 373.24

Аннотация. В статье представлен опыт работы педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта детей-дошкольников.

Ключевые слова: Эмоции, развитие, интеллект.

Annotation.The article presents the experience of a teacher-psychologist in developing the emotional intelligence of preschool children.

Key words: Emotions, development, intellect.

Развитие эмоционального интеллекта является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка.  Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования указывают на то, что к семи годам ребенок может адекватно проявлять свои чувства, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других [3]. Понятие эмоционального интеллекта рассматривалось в отечественной и зарубежной науке. Питер Саловей и Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как способность распознавать и понимать эмоции, использовать их для стимуляции мышления, а также способность управлять ими [2, с.18]. Это умение помогает решать практические задачи, добиваться поставленных целей в жизни и в профессиональной деятельности.

Огромное значение развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте. Именно в этот период эмоции проходят путь интенсивного развития, так как в этом возрасте:

– эмоции становятся более осознанными;

– ребёнок учится социальным нормам выражения эмоций;

– идёт активное развитие речи, что позволяет развивать умение обозначать свои эмоции словами, говорить о них;

– активно развиваются эстетические, интеллектуальные и моральные чувства, формируется чувства долга и стыда;

– возникают эмоциональные переживания по поводу будущего [2, с.19, с.20].

В данное время разработан ряд программ по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Одной из таких программ является парциальная программа дошкольного образования «Язык эмоций» Муродходжаевой Н.С., Копченовой Ю.С., Чибисовой Е.А., направленная на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Программарешает задачи развитияу дошкольников умения распознавать свои эмоции и эмоции окружающих; умения влиять на своё эмоциональное состояние [1, с. 6]. По результатам диагностики, предусмотренной данной программой и проведенной нами в группах детей старшего дошкольного возраста, мы выявили низкий уровень развития эмоционального интеллекта у значительного количества детей. Поэтому возникла необходимость проводить работу по развитию эмоционального интеллекта детей, консультировать педагогов по данной проблеме, осуществлять беседы с родителями.

Ребёнку сложно самому разобраться в многообразном мире эмоций, задача взрослых помочь решить эту проблему. Очень важно дать детям понимание того, что не бывает хороших или плохих эмоций, каждая эмоция имеет право на существование. Одним из главных правил в работе с эмоциями является «разрешение» ребенку испытывать весь спектр эмоций, позволять себе прислушиваться к ощущениям, адекватно на них реагировать.

Развитие эмоционального интеллекта должно проходить планомерно и систематически. Работа педагога-психолога с эмоциональной сферой дошкольников начинается с периода адаптации ребенка к детскому саду. И далее продолжается на каждом возрастном этапе дошкольного периода. Для педагогов каждой возрастной группы на весь учебный год был составлен план занятий по развитию социального и эмоционального интеллекта.

Первым этапом в работе с эмоциями является знакомство с основными из них. На данном этапе взрослому важно проговаривать эмоциональное состояние ребенка и принимать его: «Я вижу, как сильно ты расстроен, я понимаю тебя». Об этом же необходимо говорить с родителями. Лексика, называющая эмоции, должна присутствовать и в детском саду и дома. На этом этапе можно рассматривать с детьми картинки с различными эмоциями, фотографии реальных людей, изображающих различные эмоциональные состояния, иллюстрации в детских книгах (хорошо для этого подходят виммельбухи).   В нашем детском саду мы используем развивающие игровые наборы и игры: конструктор и блоки «Эмоции», игру «Лица, эмоции, мимика», магнитную игру «Эмоции».

В дальнейшей работе важно развивать умение вербализовать эмоции. Учить детей называть эмоции можно также с опорой на карточки, иллюстрации. Можно проводить такую работу на материале мультфильмов. Например, мультфильмы «Цветняшки. Изучаем эмоции», «Смешарики. Эмоции». Хорошим подспорьем в работе будет театрализованная деятельность с использованием различных видов театра: перчаточного, пальчикового, настольного, театра теней. При описании различных эмоций нужно обращать внимание детей на то, как они отражаются в мимике человека, его голосе, возможно, в его позе и жестах. Для лучшего понимания себя и своих эмоций мы можем спрашивать у детей, когда, в каких ситуациях они испытывали подобные эмоции. То есть опираемся на собственный опыт детей.

На следующем этапе актуально учить ребенка справляться с печалью, гневом, страхом и другими условно негативными эмоциями, преодолевать их. Это можно делать, используя алгоритм.

  • Назовите эмоцию, объясните её. Помогите ребенку описать ситуацию, которая вызвала данную эмоцию. Посочувствуйте, объясните, что такие эмоции испытывать нормально.
  • Разберитесь в собственных чувствах. Часто личная история, ситуация превращается в реакцию на чувства ребенка.
  • Не запрещать слезы и крики, не бояться их проявления, а научить выражать эмоции адекватно.

 В арсенале педагога для этого есть масса педагогических находок. Например, с гневом может помочь справиться подушка для битья, небольшая боксерская груша, кружка-кричалка, «коврик злости», на котором можно потопать ногами и выплеснуть эмоции. Совместно с детьми можно смастерить эмокнижку, спиннер грусти.

 Ниже описаны некоторые практики, применяемые нами на разных этапах работы по развитию эмоционального интеллекта дошкольников.

Игра «Угадай по голосу»

Игра учит детей передавать эмоции с помощью голоса.

Предлагаем детям пробовать произносить одни и те же фразы по-разному: радостно, грустно, со страхом, с удивлением, со злостью, восторженно, с отвращением. Фразы выбираем самые простые: «Какая сегодня вкусная каша», «Мама вернулась с работы», «На выходные едем к бабушке».

Эмокнижка

Чтобы легче запомнить названия эмоций, можно сделать с детьми 6-7 лет книжку-подсказку – «Эмокнижку» (Рис. 1). Вырезать из бумаги 4-6 одинаковых фигур.Это может быть круг, прямоугольник, квадрат. Согнуть пополам, написать на одной половине название эмоции и нарисовать эмоцию, раскрасить. Сложить фигуры стопкой, в месте сгиба склеить клеем.

Рис. 1. Эмокнижка

Можно поиграть, открыть книжку в людном месте на случайной странице и попытаться найти человека, который испытывает выпавшую эмоцию.

Игра «Что я чувствую»

Игра учит осознавать свои эмоции и принимать их.

Распечатайте картинки с изображением эмоций. Можно взять знакомых сказочных персонажей. Пусть дети выбирают картинку и рассказывают: «Я чувствую грусть/ радость/ гнев, когда…». После слова «когда» приводят ситуации из собственного опыта, в которых испытывали соответствующие эмоции.

Спинер грусти

 Для того чтобы смастерить спинер грусти (рис.2), необходимо вырезать из бумаги и картона круг, с помощью карандаша и линейки разделить его на секторы, в каждом из них написать приятное дело (занятие, которое подходит конкретному ребёнку). Взять обычный спиннер, приклеить к нему стрелочку. Когда будет очень грустно, положить спиннер в середину круга, раскрутить его и выполнить то, на что показывает стрелка. По аналогии можно сделать спиннер гнева.

Рис. 2. Спинер грусти

Алгоритм управления интенсивными эмоциями

Это несложная последовательность действий поможет ребенку справиться с агрессией, злостью, гневом.

Первое. Скажи себе: «Стоп! Остановись!»

Второе. Досчитай до десяти (посмотри в окно, рассмотри свою обувь или картину на стене). Выдохни!

Третье. Скажи обидчику о своей проблеме, о том, что ты сейчас чувствуешь: «Я злюсь, когда берут мои вещи без спроса! Мне это очень не нравится. Если хочешь взять, спроси у меня разрешения».

Итоги реализации Программы «Язык эмоций» показали,что целенаправленная и систематическая работа с эмоциональной сферой детей старшего дошкольного возраста дала положительный результат: отношения в детском коллективе стали дружелюбнее, детям сталопроще работать в команде, число конфликтных ситуаций уменьшилось, в группе изменился психологический климат,стало уютно и комфортно. Дети учатся распознавать и говорить о своих эмоциях, адекватно выражать их.

Список литературы:

1. Копченова Ю.С., Чибисова В.А., Муродходжаева Н.С., Язык эмоций: парциальная программа дошкольного образования / Ю.С. Копченова, Н.С. Муродходжаева, В.А. Чибисова. – Бит-Принт, 2023. – 210 с.

2. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников: Методич. пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИКА, 2019.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155]. – Издательский Дом «Ажур», 2014.