Культурные практики социально-эмоционального развития дошкольников в воспитательной системе г. Новосибирска

Середа Олеся Владимировна,

заведующий

МАДОУ д/с № 81

г. Новосибирск

olesya.sereda@list.ru

Вишневая Арина Анатольевна,

заместитель заведующего по УВР

МАДОУ д/с № 81

г. Новосибирск

mira-rina@mail.ru

УДК 372

Аннотация. В статье рассматривает опыт работы МАДОУ д/с № 81 г. Новосибирска по внедрению в образовательный         процесс культурных практик социально-эмоционального развития дошкольников. Представлен педагогический проект «Социально – эмоциональное развитие дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды «Палитра личности». Данный проект способствует познавательному, личностному и эмоциональному развитию дошкольника через организацию познавательной, творческой среды и соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:социально-эмоциональное развитие, эмоции, культурные практики.

Annotation:The article considers the experience of the work of MADOU d / s No. 81 in Novosibirsk on the introduction of cultural practices of social and emotional development of preschoolers into the educational process. The pedagogical project “Socio-emotional development of a preschooler based on the creation of a holistic educational environment “Palette of Personality” is presented. This project contributes to the cognitive, personal and emotional development of a preschooler through the organization of a cognitive, creative environment and corresponds to the age characteristics of preschool children.

Keywords: social-emotional development, emotions, cultural experiences.

Для позитивного становления личности дошкольника необходим положительный социально-эмоциональный опыт, это нам доказывают научные исследования. Так П.В. Симонов выдвинул информационную теорию эмоций, в которой рассматривает эмоции «как отражение мозга человека… какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного опыта [1].

Такие отечественные психологи как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев подчеркивали, чтопринципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта [2].

На современном этапе этим вопросом занимаются такие ученые как Т.В. Волосовец, И.Е. Емельянова, М.Б. Зацепина, С.И. КарповаКривова, Н.С. Муродходжаева, Т.А. Павленко, Н.Г. Пантелеева, Н.Б. Полковникова, П.В. Смирнова, О.В. Шилова, Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова, О.В. Цаплина и др.

Именно поэтому так важно, чтобы социальный и эмоциональный опыт ребенка дошкольника был наиболее ярким и положительным.

Наш детский сад – это современный детский сад, который расположен в строящемся и быстро развивающемся микрорайоне Чистая Слобода города Новосибирска. Детский сад работает с 2014 года, а в 2020 году расширился за счет открытие второго корпуса.

2020 год – стал знаковым в российском образовании, что затронуло наших детей и родителей – родители не хотели идти на контакт, становились закрытыми, от этого в первую очередь страдали дети.

При анализе качества образования в ДОО в процессе освоения и реализации ООП в течение 7 лет мы отмечали, что в содержании образования, несмотря на многообразие образовательных услуг, отсутствуют содержательные линии и механизмы социально-личностного и эмоционального развития дошкольника, больше внимания уделяется когнитивному и творческому развитию детей.

Ежегодные диагностические наблюдения выявляли наличие проблем (разной степени сложности) в личностном развитии детей. Наиболее типичными симптомами этихпроблем являлись следующие:

— отсутствие у части детей навыков самостоятельного и цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций и неумение объяснить причины своего поведения (неосознанность мотивов);

— неумение вербально выразить свои чувства и неумение регулировать свое эмоциональное состояние;

— отсутствие представлений о своих внешнихи внутренних особенностях и неумение выделять себя из группы сверстников по тем или иным признакам;

— низкая самооценка при высоком уровне тревожности.

Эти проблемы натолкнули педагогический коллектив на поиск ответов, что привело к новому направлению инновационной деятельности сада – развитию социально-эмоционального интеллекта.

Нужно отметить, что МАДОУ д/с № 81 имеет устойчивую базу для реализации инновационной деятельности в этом направлении:

— детский сад в настоящее время реализует деятельность в 7 инновационных площадках, поэтому накоплен опыт апробации различных программ,

— материально-техническая база детского сада позволяет использовать для реализации программы самые современные и инновационные технологии (СТЕМ-образование, робототехника, икт-технологии и т.п.),

— педагогический процесс осуществляется коллективом воспитателей, имеющих достаточный уровень профессиональной подготовки, опыт педагогической работы, готовность к совершенствованию своего образовательного уровня. При этом стоит отметить стабильность педагогического коллектива, что дает возможность накапливать опыт работы и передавать его внутри коллектива.

Проект «Социально – эмоциональное развитие дошкольника на основе создания целостной воспитательной среды«Палитра личности» разрабатывается и реализовывается творческой группой педагогов ДОО в процессе организации инновационной деятельности с 2020 года и начат был с управленческого проекта «Академия возможностей и роста», в рамках которого выстраивается административная работа по созданию личностно-развивающей среды.

Реализация настоящее проекта основывается на развитии личности ребенка исвязана с решением ряда вопросов:

— Как обогатить эмоциональный интеллект ребенка?

-Какие формы организации необходимо использовать для обогащения и развития личности дошкольника?

 -Какие методы, методики, технологии, ориентированные на развитие личности, применять?

Новизна работы по социально – эмоциональному развитию заключается в новом подходе к моделированию воспитательной среды и внедрению новых культурных практик, ориентированных на социально-эмоциональное благополучие ребенка.

Мы выделили 2 направления реализации проекта

1.         Я познаю себя

2.         Я в мире: я и члены моей семьи, я –гражданин своей страны

Первый блок проекта реализуется через изучение детьми эмоций и их проявлений, умению фиксировать их у себя и определять у других.

Основой этого блока в работе с детьми является цветовое восприятие ребёнком эмоций.Значение цвета достаточно изучено в психологии, так цветовая гамма обстановки, в которой мы находимся влияет на наше самочувствие, есть интерьер, в котором мы расслабляемся, и именно цвета влияют на наше самочувствие. И именно с дошкольного возраста необходимо развивать эмоциональный фон,способствовать сохранению психологического здоровья. Одним из таких методов является цветотерапия.

Нашим проектом мы хотимдать возможность детям научиться выражать эмоции, справляться с такими эмоциями как злость, гнев, раздражение, различать эмоции у собеседника, способствовать развитию как познавательной сферы, так и развитию чувства прекрасного: видеть и отмечать красоту окружающего мира.

И именно поэтому особенностью проекта являются синтез трех направлений развития «познавательного, творческого и эмоционального».

Каждое занятие состоит из модулей и привязан к определенному цвету.

Конечно, в дошкольном возрасте лучшим средством развития ребенка является игра. В процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходит расширение детского эмоционального словаря. И именно благодаря формированию эмоционального словаря в дальнейшем ребенок сможет объяснить словом свои эмоции. Ведь когда эмоции захлёстывают сложно подобрать слова, адекватно реагировать как на свое состояние, так и на окружающих. Как только ребенок начнет объяснять свое состояние — это будет способствовать облегчению проживания эмоций, особенно отрицательных.

В группах оборудованы центры эмоционального развития, уголок уединения «Домик настроения», подобран арсенал дидактических игр «Радуга эмоций» по блокам, составлены варианты когнитивных схем эмоций.

Основным значимым продуктом этого направления стало проведение «Цветных дней». Такие дни проводятся 1 раз в месяц, и поводом проведения является праздник или интересное событие. Так, 23 февраля –День защитника отечества был зеленого цвета, 1 апреля – день смеха – оранжевый, 1 июня Международный день защиты детей фиолетовый цвет, день бабушек и дедушек – розовый цвет. В этот день все сотрудники и воспитанники подбирают цвет одежды в соответствии с цветом дня.

Проведение «Зеленого» дня

Второй блок программы «Я в мире» рассматривается нами как совокупность ощущения ребёнком себя частью семьи и страны. Здесь основой являются уже не эмоциональное восприятие, а социальное.

Социализация – сложный, многоплановый процесс вхождения ребенка в социальную среду, приобщение его к культуре, системе человеческих ценностей. Социализация предполагает способность личности к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определенной культуре на основе впитывания ее ценностей – признании их как своих [3].

За основу работы по этому направлению была взята технология развития 4К-компетенций, которая позволяет педагогам помогают выстраивать стратегию достижения целей ребенка, решать самые разные проблемы и задачи именно из внутренних ориентиров самого ребенка.

4К навыки будущего, которые помогают ребенку в учебной деятельности, в социализации, это глобальные компетенции- креативность, кооперация, коммуникация, критическое мышление. Для нас развитие этих навыков стало частью образовательного процесса: работаем над создание среды, над моделями образовательного процесса. Такой подход способствует развитию не только познавательное сферы, но и когнитивной, социально-эмоциональной сферы, которые не отделимы друг от друга.

Через поиск практик реализации денной технологии появились культурные практики, реализуемые в нашем детском саду:

  1. «Детский лагерь»
  2. День братьев и сестер
  3. Волонтерство

Организация летней работы в нашем детском саду, построена по принципу отдыха в загородном детском оздоровительном лагере, для дошкольных организаций явление, которое встречается не часто.

Изменение формы работы в летний период времени вызвано несколькими факторами. Во-первых, необходимостью модернизировать старые формы работы и ввести новые. Во – вторых желанием педагогов использовать богатый творческий потенциал свой и детей, с которыми они работают.

В основу реализации такого подхода к летнему периоду заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, различные виды игр, утренняя зарядка, тематические дни, концерты, квесты, литературные гостиные, мультимедийные презентации на различные темы, организация творческой деятельности, театрализация и т.д. Находясь таким образом в детском саду, дети ежедневно включаются в образовательный процесс.

В летний период дети объединяются в 5-6 команд. Возрастной состав команд в этот период –разновозрастной, каждая команда имеют свое название, руководителей. В таком формате дети учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию 4К-компетнтности.

Используя такой подход нами было уже проведено 5 тематических летних лагеря:

2018 – Мой Новосибирск

2019 – в поисках профессий с Незнайкой

2020 – карта городов-героев

2021 – вокруг света до 90 дней

2022 – народы России.

Оформление прогулочного участка по теме «Вокруг света до 90 дней»

Важной часть летнего лагеря является создание образовательной среды.

Как обогатить представлений дошкольников о родном крае?Как способствовать развитию познавательного интереса к краеведческой работе? Как создать такую среду вокруг ребенка, которая учит его самостоятельности, проявлению инициативы, способствует раскрытию его творческого потенциала?Поиск ответов на эти вопросы привел коллектив к творческому преобразованию предметно-развивающей среды на прогулочных площадках детского сада. Ежегодно в нашем детском саду проходит смотр-конкурс «Лучший летний участок», а это значит, что 24 прогулочные площадки оформлены в соответствие с темой лета. Поэтому дети все лето находятся в окружении среды, которая раскрывает тему лета – это и достопримечательности городов и стран, и культурное наследие.  На все площадки организовываются экскурсии, проходят квесты. Именно такая организация способствует тому, что среда стало средством воспитания.

Эффективность созданной и апробированной в детском саду летней работы подтверждается следующей результативностью:

1.         детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках,

2.         у родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей). Это отразилось в участии родителей в оформлении летних площадок.

3.         У педагогов обогатился опыт использования 4к в образовательном процессе.

«День братьев и сестер»- добрая традиция которая сложилась в нашем детском саду, способствующая укреплению родственных связей, популяризации семейных ценностей. В этот день братья и сестры из одной семьи приходят в гости друг другу, как и в проведении «Цветных дней», мы сделали отличительную особенность для таких семей – это одинаковые браслеты. Эту традицию мы заимствовали из индийской культуры, в которой сестра, повязывает на руку брата шнурок, как оберег.

 Много положительных отзывов мы услышали от родителей и от детей. Старшие братья и сестры почувствовали себя в этот день наставниками не только у своих младших братьев и сестер, но и для остальных детей.

Проведение «Дня братьев и сестер»

Как способствовать развитию социальных компетенций дошкольника? Какие технологии использовать, чтобы ребенок проявил самостоятельность и инициативу в проявлении социально значимых качеств? На наш взгляд внедрение технологии «Детского волонтерства» способно решить эти вопросы, т.к. в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать».

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы определили следующие блоки работы:

• Социальное волонтерство:

Волонтерское движение напрямую связано с социальными акциями. В течение учебного года в нашем саду проходит несколько социальных акций:

Акция «Помоги зоопарку» (сбор овощей для зоопарка)

«Доброе дело и кошке приятно» (сбор корма для приюта животных)

«Вместе» (сбор помощи детскому приюту)

• Здоровье сберегающее пропаганда ЗОЖ:

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»,

Флешмоб «Мы выбираем спорт!»

Участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню и акции «Бессмертный полк»,

«Окна Победы».

акция «Помоги зимующим птицам» — изготовление кормушек для птиц.

Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, также провели акцию «Посади цветок -подари улыбку людям!»

Таким образом выше рассмотренные культурные практики являются элементами созданной в детском саду воспитательной системы, нацеленной на развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста.

Литература

  1. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга.Потребностно – информационная теория высшей нервной деятельности / П. В. Симонов. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998. – 98 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2020. – 224 с.
  3. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности /Т. Ю. Иванова, Д. А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е. И. Рассказова, Н.В. Кошелева //Организационная психология. 2019. №1. С. 85–121.

Related posts

Возможности использования STEM-технологий в иноязычном образовании

by admin
3 года ago

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством авторских игр и пособий, разработанных на основе парциальной модульной программы дошкольного образования «STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.

by admin
6 месяцев ago

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ТЕАТРАЛЬНО-АНИМАЦИОННЫМ БЛОКОМ «СОЮЗМУЛЬТ–ЭЛТИ»

by admin
2 года ago