Чебанова Людмила Андреевна

студентка  магистратуры ИППО, ГАОУ ВО МГПУ  г. Москва

e-mail: ChebanovaLA458@mgpu.ru

Код УДК 37

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь ритчисекой гинастики и эмоционального развития детей на занятиях физической культуры.

Ключевые слова: ритмическая гимнастика, эмоциональное развитие, физическая культа.

Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пределах определённого метра и достаточно точно координировать движения при игре на музыкальном инструменте. Понимая, что ритм связан с моторикой, он начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения. Так постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая впоследствии стала называться ритмикой. Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачами физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Эмоциональное развитие играет ключевую роль в формировании личности детей дошкольного возраста. Дети в возрасте от 5 до 7 лет характеризуются активным развитием эмоций, социальных навыков и когнитивных процессов. В данном контексте танцы, музыка и спортивные игры являются собой эффективные средствами для стимулирования эмоциональной сферы детей. Настоящая статья направлена на анализ современных научных исследований в этой области, выявление их значимости и практического применения.

Одним из примеров является исследование, проведенное в психолого-педагогическом институте, где изучалось влияние групповых музыкальных игр на эмоциональную устойчивость детей. В ходе эксперимента была проведена серия активных занятий, которые включали как коллективное пение, так и игровые элементы с музыкальными инструментами. Результаты показали значительное улучшение в уровнях эмоциональной устойчивости и совместимости среди участников [6].

Ритмическая гимнастика открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности.  Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Музыка является мощным средством для развития чувства эмпатии и эмоциональной выразительности у детей. Исследования показывают, что музыкальная деятельность способствует улучшению настроения, снижению тревожности и развитию социальной осведомленности. Например, работа Гамбурской Е.С.  выявила, что участие в музыкальных группах помогает детям не только общаться, но и строить доверительные отношения, что в свою очередь, положительно сказывается на их эмоциональном состоянии.

Создание музыкальных групп в детских садах и школах может стать эффективным инструментом для эмоционального развития. Программа обучения, включающая элементы игры и взаимодействия, способствует созданию комфортной и поддерживающей атмосферы. Театрализованные постановки и совместное исполнение песен укрепляют социальные связи между детьми, развивают чувство общности и взаимопомощи.

Иным аспектом, позволяющим совершенствовать эмоциональное развитие ребенка, выступает танец. Как форма искусства танец, предоставляет детям возможность исследовать свои эмоции и выражать их через движение. Исследование, проведенное специалистами по детской психологии Лебедевой О.В. Валерьевна, Сидориной Е.В., Шильникова Е.Н., показало, что танцевальная деятельность способствует снижению уровня стресса и повышению самооценки у детей.  Танец становится не только средством самовыражения, но и способом взаимодействия с окружающими, что особенно важно в этом возрастном периоде [3].

Внедрение и применение танцевальных программ на занятиях  позволяет создавать условия для эмоционального развития  ребенка через игру и творчество. Программы, акцентирующие внимание на импровизации и взаимодействии между детьми, способствуют формированию положительных эмоций и укреплению групповой сплоченности, что в итоге имеет положительную динамику коммуникации между детьми.

Танцы как форма движения и самовыражения предлагают уникальные возможности для развития эмоций у детей. Танцевальные занятия способствуют не только физическому развитию, но и эмоциональной выразительности. В процессе танца дети учатся управлять своим телом, осознавать свои чувства и улучшать социальные навыки через взаимодействие в группе [1].

Программы танцевальной активности, такие как танцы для малышей, включают в себя элементы импровизации и взаимодействия с другими детьми. Техники, использующие танец, помогают детям осознать и выразить свои чувства, а также справляться с эмоциональными трудностями.

Спортивные занятия также играют важную роль в эмоциональном развитии детей. Командные виды спорта, такие как футбол и волейбол, учат детей работать в команде, развивать навыки сотрудничества и решать конфликты. Спорт способствует формированию чувства ответственности и самодисциплины.

Спортивные игры и физическая активность также на занятиях физической культуры являются важными компонентами эмоционального развития детей. Исследования показывают, что занятия спортом способствуют не только физическому, но и психологическому развитию. Например, работа, проведенная Лысенко А.В. в соавторстве, выявила, что дети, вовлеченные в спортивные активности, более устойчивы к стрессу и лучше справляются с негативными эмоциями.

Командные виды спорта, такие как футбол или волейбол, становятся ключевыми факторами в развитии социальных навыков и эмоциональной регуляции. Дети учатся сотрудничать, устанавливать дружеские отношения и справляться с конкурентной борьбой. Эти навыки имеют важное значение для их будущей социальной адаптации.

Данные исследований показывают, что дети, активно занимающиеся спортом, проявляют более высокий уровень уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Например, в одном из исследований, проведенных в детских лагерях, было выявлено, что дети, участвующие в спортивных играх, демонстрировали уменьшение уровня тревожности и улучшение настроения в сравнении с теми, кто не участвовал в таких активностях [4].

Современные исследования подтверждают, что интеграция музыки, танца и спорта в образовательный программе, оказывают благотворно влияние на эмоции детей. Это значительно повышает эффективность эмоционального развития детей. Создание междисциплинарных подходов, имея взаимосвязь этих компонентов, приводят к более глубокому и полному развитию эмоциональной сферы ребенка.

Модели таких программ могут включать в себя элементы танца, музыки и спорта в рамках одного занятия. Например, использование музыкальных ритмов в танцевальных упражнениях может сделать физическую активность более увлекательной и помочь детям лучше осознать свои эмоции через движение. Ребенок способен на многое. Надо только правильно оценить его реальные возможности. Надо правильно сочетать знание общих закономерностей с индивидуальными. Всё это отражает элементы занятий ритмической гимнастикой.

Таким образом, ритмическая гимнастика, будучи на границе этих трех областей, не только развивает физические, творческие, познавательные и художественные качества, но и способствует социальному взаимодействию и эмоциональному самовыражению, что делает её важным инструментом в контексте общей физической культуры и воспитания личности.

Список использованной литературы

  1. Бикеева, Э.Ф. Эстетическое воспитание средствами танца как способ ритмико-пластического развития дошкольников // Вестник КазГУКИ. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-sredstvami-tantsa-kak-sposob-ritmiko-plasticheskogo-razvitiya-doshkolnikov
    (дата обращения: 15.04.2024).
  2. Гамбурская, Е.С. Музыка и движение. Интеграция образовательного пространства музыкальных студий для детей раннего и младшего дошкольного возраста // Наука. Искусство. Культура. 2017. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-dvizhenie-integratsiya-obrazovatelnogo-prostranstva-muzykalnyh-studiy-dlya-detey-rannego-i-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.03.2024).
  3. Лебедева, О.В., Сидорина, Е.В., Шильникова, Е.Н. Преодоление негативных эмоциональных проявлений как условие эмоционального благополучия старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-negativnyh-emotsionalnyh-proyavleniy-kak-uslovie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 29.09.2024).
  4. Мищенко, Н.Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-integrirovannogo-podhoda-v-fizicheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.09.2024).
  5. Сорокина, О.А., Иванова, Л.А. Возрастные особенности развития компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-komponentov-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.09.2024). [13]
  6. Темрезова, Р.Б. Музыкальные игры как приём обучения в детском саду // Педагогический вестник. 2023. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-igry-kak-priyom-obucheniya-v-detskom-sadu (дата обращения: 13.01.2024).