Чебанова Людмила Андреевна
студентка магистратуры ИППО, ГАОУ ВО МГПУ г. Москва
e-mail: ChebanovaLA458@mgpu.ru
Код УДК 37
Аннотация. В статье рассматривается влияние ритмической гимнастики на совершенствование творческого развития детей на занятиях физической культуры.
Ключевые слова: ритмическая гимнастика, творческое развитие, занятия физической культуры.
Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста является актуальной темой в психологии и педагогике. В этот период закладываются основы личности, формируются социальные навыки и эмоциональные реакции. Одним из эффективных способов достижения гармоничного развития ребенка являются занятия искусством, в частности, танцами
и музыкой, а также физической активностью в виде спорта. Современные исследования показывают, что эти виды деятельности способствуют развитию не только творческих, но и когнитивных навыков.
Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, поддерживают и развивают творческие способности детей на занятиях ритмической гимнастики. Ведь приобретая опыт пластической интерпретации музыки и простых движений, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.
Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.
Ритмическая гимнастика, как вид физической активности, представляет собой динамичный процесс, в котором взаимодействуют различные компоненты, такие как музыка, танец и спортивная техника. Это взаимодействие создает уникальную атмосферу, способствующую эмоциональному и психическому развитию занимающихся, поэтому ритмическая гимнастика выступает как универсальное средство интеграции различных средств развития творческих способностей.
Танец является универсальным языком самовыражения, который позволяет детям развивать креативность, улучшать координацию движенийи одновременно обучаться взаимодействию в группе. В работах многих авторов подчеркивается, что танцевальная активность способствует формированию у детей таких качеств, как уверенность в себе, эмоциональная выразительность и социальная адаптация.
По данным исследований, проведенных в России за последние 5 лет, дети, занимающиеся танцами, показывают более высокий уровень эмоционального интеллекта. Например, работа Кузнецовой Ю.Н. указывает на то, что постоянные занятия танцами помогают детям лучше справляться с эмоциональными трудностями и стрессами, благодаря чему у них формируется более позитивный взгляд на окружающий мир. [3]
Юданова А.И. в своей статье рассматривает, как танцевально-игровая деятельность способствует творческому развитию детей и подробно описывает методы и упражнения, которые могут быть использованы воспитателями для создания вдохновляющей атмосферы. В своем исследовании автором приведены примеры успешных практик из различных детских садов.[5]
В исследованиях Лукьяновой Л.М., Малаховой А.Р., Хабаровой Т.А. рассматривается, как танец влияет на формирование творческой личностиу детей, подробно освещаются психологические аспекты танцевальной деятельности и её влияние на воображение, артистические способностии уверенность в себе. Авторы описывают как танцевальное искусство позволяет детям развивать воображение и творческое мышление. Исследования показывают, что методики использования выразительных движений ритмической гимнастики значительно укрепляют творческие навыки и способность детей к импровизации. [4]
Помимо исследований в области влияния танцев на творческое совершенствование детей дошкольного возраста было проведено немало изысканий относительно положительного влияния музыки. Исследователями доказано, что музыкальное понимание играет ключевую роль в творческом развитии дошкольников. Музыка способствует росту абстрактного мышления и способностью к решению проблем, что важно для общего развития детей.
Работы Исломовой М.З. охватывают влияние музыки на развитие когнитивных функций детей. Исследования показывают, что дети, которые регулярно занимаются музыкой, имеют более развитые навыки концентрации внимания и памяти.
Музыкальные игры, основанные на взаимодействии и импровизации, также способствуют формированию навыков общения и совместной деятельности. Современные исследования выделяют позитивное влияние групповых занятий при использовании музыкального сопровождения на занятиях физической культуры в дошкольных организациях на развитие эмоционального интеллекта детей, позволяя им легче налаживать контакт с окружением и осознавать свои чувства.
Соединяя ритмический рисунок и плавные движения, ключевым аспектом в формировании творческого развития детей выступают занятия физической культурой и спортом. Спортивные занятия учитывают все аспекты физического развития ребенка и одновременно способствуют его творческому развитию: образному мышлению и воображению.
Научные данные свидетельствуют о том, что регулярная физическая активность приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей – дети, занимающиеся спортом, имеют более высокие показатели креативности и инициативности по сравнению с их сверстниками, не имеющими такой активности [5].
Спортивные активности, включающие элементы командной игры, развивают у детей навыки сотрудничества, коммуникации и стратегии принятия решений. Помимо этого, динамика спортивных состязаний способствует формированию устойчивости к стрессу и развитию лидерских качеств.
Несмотря на качественное влияние отдельных средств развитияи совершенствования творческого развития детей дошкольного возраста современные исследовательские подходы подчеркивают необходимость интеграции танца, музыки и спорта. Этот подход обеспечивает комплексное развитие дошкольников, позволяя каждому ребенку найти свою нишу для самовыражения.
Так, Дедюкина М.И., Таран П.П. в статье «Роль танцевальной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» представляет комплексный подход к развитию творческих способностей детей через интеграцию музыки, танца и физической активности. Авторы выделяют основные принципы, которыми следует руководствоваться в работе с дошкольниками, а также делится конкретными методиками и примерами программ.[2]
В свете современных научных исследований становится очевидным, что ритмическая гимнастика, как вид физической активности, представляет собой динамичный процесс, в котором взаимодействуют различные компоненты, такие как музыка, танец и спортивная техника. Это взаимодействие создает уникальную атмосферу, способствующую эмоциональному и психическому развитию занимающихся.
Интеграция музыки, танца и спорта в ритмической гимнастике создает гармоничное целое, которое выходит за рамки простого физического упражнения. Это искусство, требующее от спортсменов не только физических усилий, но и глубокого эмоционального вовлечения. Более того, ритмическая гимнастика, как форма активности, может играть значительную роль в укреплении межкультурных связей, благодаря своей универсальности и способности адаптироваться к различным культурным и социальным контекстам.
Литература
- Баянова, Л.Ф., Бухаленкова, Д.А., Долгих, А.Г., Чичинина, Е.А. Влияние занятий музыкой на когнитивное развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: обзор исследований // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-muzykoy-na-kognitivnoe-razvitie-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste-obzor-issledovaniy (дата обращения: 25.03.2024).
- Дедюкина, М.И., Таран, П.П. Роль танцевальной деятельности
в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tantsevalnoy-deyatelnosti-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
(дата обращения: 09.04.2024). - Кузнецова, Ю.Н. Развитие эмоционального интеллекта путем танцевальных практик у детей 6-10 лет // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32875 (дата обращения: 29.09.2024).
- Хабарова, Т.А. Современная хореография как универсальное средство формирования креативной личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. №90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-horeografiya-kak-universalnoe-sredstvo-formirovaniya-kreativnoy-lichnosti (дата обращения: 29.09.2024).
- Юданова, А.И. Танцевально-спортивная технология как инновационная педагогическая технология формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tantsevalno-sportivnaya-tehnologiya-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya-kultury-dvizheniy-u-detey (дата обращения: 29.09.2024).