Бхандари Рати
магистрант 2 курса МГПУ ИППО, департамент педагогики,
дошкольное образование
г. Домодедово
руководитель детского клуба “JETKiDS”Bkhandari.Rati@yandex.ru
Аннотация: в данной статье описан опыт проведения естественнонаучных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в городском парке “Городской лес” городского округа Домодедово.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, младший школьный возраст, прогулка, наблюдение.
С явлениями окружающего мира, в частности, живой и неживойприроды, ребенок сталкивается, как правило, уже в раннем возрасте и, в силуестественной любознательности, стремится изучить и познать их.
Формирование у детей естественнонаучных представлений является важнойзадачей для воспитателей детских садов. Как показывает практика, изучениеживой и неживой природы по-прежнему вызывает у детей сильный интерес,поэтому объединение желания изучать мир с возможностью видеть изучаемые объекты и процессе в природной среде, будет являтьсяхорошим решением для решения данной задачи
Прогулки на природе для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень интересное и полезное времяпрепровождение, также это полезно для здоровья самого педагога, особенно во времена бесконечной компьютеризации. Во время прогулки, решается целый спектр задач, который диктует нам ФГОС ДО и НОО:познавательные; оздоровительные; нравственные; эстетические [3]. В свою очередь, это организованный момент жизнедеятельность детей, с помощью педагога на открытом воздухе.
Из психолого-педагогической литературы, мы знаем, что к старшему дошкольному возрасту относятся дети, возрастная категория которых определена диапазоном от 6 до 7 лет. Также, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина им свойственна игровая деятельность как ведущий вид деятельности [4]. В связи с этим, все занятий, которые направлены на форматные того или нового навыка или знаний, сопровождается развлекательным “контентом”. Если мы говорим уже про дошкольный возраст, то в возрасте 6-7 лет, у детей происходит легато из игровой деятельности к учебной, которое, в идеале, должен происходить плавно и постепенно.
Возникает вопрос, как организовать занятие по формированию естественнонаучных представлений так, чтобы детям было интересно и одновременно они получили новую порцию полезный знаний и навыков. В 2022 году, администрация нашего городского парка “Городской лес”, предложили организовать экологический кружок “Зеленая школа”, куда меня позвали педагогом и я выработала для себя оптимальный план ведения занятий — прогулки.
Для своей работы, я выбрала основной метод ознакомления детей с новой информацией — наблюдение. Как известно, наблюдение содержит в себе целенаправленное, планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира [2]. Его сущность заключается в познании природных объектов через сенсорную систему: зрение, осязание, обоняние, слух и вкус. На своих занятиях, я придерживалась именно такого распорядка, так как ребенку важно в первую очередь увидеть предмет или явление, прежде чем начать его изучение, так как в данном возрасте важна визуализация.
Согласно методике С.Н. Николаевой, содержание наблюдений складывается из следующих моментов [1];
- определение особенностей строения объектов и сущности явлений;
- определение свойств и характеристик объектов/явлений и их частей;
- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Из проведенных мою прогулок, я сделала вывод, что данная форма организации досуга детей достаточно востребована в моем городе, так как у детей есть возможность погулять на свежем воздухе, получить определенные ЗУН-ы, провести время с родителями, а также найти новых друзей и единомышленников. Ниже я привожу план занятий на месяц и периодичностью занятий – 1 раз в неделю(Таб.1). Проект «Зеленая школа» очень заинтересовал жителей нашего городского округа, поэтому было принято решение продолжить его развитие в 2023 году.
№ | Тема | Цель | Задачи |
1 | Ботаническая копилка | Сформировать представления о строении растений | Изучить строение растений.Изучить растения, произрастающие на территории городского паркаСобрать гербарий |
2 | Птицы нашего города | Сформировать представления о птицах | 1.Изучить схему строения птиц 2. Изучить птиц, живущих в городском парке 3. Понаблюдать за птицами с помощью бинокля |
3 | Насекомые | Сформировать представления о насекомых | 1.Изучить строение насекомых 2.Изучить насекомых, обитающих на территории городского парка 3.Научиться искать насекомых |
4 | Пауки и их паутина | Сформировать представления о пауках | 1.Изучить строение пауков и их отличия от насекомых. 2.Изучить виды паутин. 3. Научиться искать пауков |
Исходи из выше сказанного, можно сделтсь вывод, что предлагаемые заняти, проводимые в природных условия, способствуют более эффективному форировани естественнонаучных предствалений у детей дошкольного возраста, а так же способны решить такие задачи диктуемые ФГОС ДО: познавательные; оздоровительные; нравственные; эстетические
Список литературы:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:ИНФРА-М, 2019 — 184 с
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду: Мозаичный ПАРК, 2022.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст]: Министерство образования и науки Российской Федерации — М.: Просвещение, 2022 – C.16.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.