ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ

Сухова Светлана Николаевна,

Воспитатель

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Виноградовская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение, дошкольные группы «Елочка»

г. о. Воскресенск

Email:cvetlak290276@yandex.ru

Аннотация. Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. Статья посвящена практике использования программы STEM-образования с детьми дошкольного возраста, как комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование основных принципов точных наук

Ключевые слова: STEM-образование, модули, логика, творчество, детское сочинительство, интеграция, сказка.

Annotation. Today, the most important competitive advantage is knowledge, technology, and competence. This is the key to a real breakthrough, to improving the quality of life. The article is devoted to the practice of using the STEM education program with preschool children as a comprehensive training, which includes simultaneous study of the basic principles of exact sciences.

Keywords: STEM education, modules, logic, creativity, children’s writing, integration, fairy tale.

Введение. STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Благодаря STEM-образованию, дети смогут понять логику и взаимосвязь происходящих явлений, увидеть и изучить мир как систему, сформировать навыки командной работы и умения выходить из критических ситуаций[1]. 

Тема проектировочного компонента образовательной деятельности: «Сочиняем сказку»

Цель: создать условия для детского сочинительства, используя оборудование образовательных модулей программы STEM-образования

Задачи:

Использованные медиа – объекты: Аудиозапись «В гостях у сказки»

Использованный материал: ОМ «Дары Фребеля»: пособия № 1, 5, 6. Образовательный модуль (далее ОМ) «ЛЕГО-конструирование»: набор «Лего-дупло». ОМ «Математическое развитие дошкольников»: плоскостные геометрические фигуры. Картон белый, простой карандаш. ОМ «Экспериментирование с живой и не живой природой»: микроскоп, чашка Петри, лупа, колбочки, жидкости с разной вязкостью. ОМ «Робототехника»: пчелка Би-бот и поле с геометрическими фигурами, деревьями. ОМ «Мультипликация»: мультстудия «Я познаю мир»

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие»

Словарная работа: уста, сказочники, сочинять.

Организационный компонент: конспект составлен в соответствии с: СанПиН и здоровьесберегающей технологией.

Ход образовательной деятельности

  1. Приветствие

«Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Ребята, мне хочется поиграть с вами в новую игру. Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

Я сейчас загадаю Вам загадки, а вы попробуйте отгадать сказочных героев.

А вы знаете, как появились сказки? Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы – Яги! Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели (сказочники, которых послушать приходили из других деревень).

БЕСЕДА ПО СКАЗКАМ.

Кто главные герои русских народных сказок «Гуси-лебеди» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? В какой сказке девочка заигралась и забыла про своего меньшого брата? Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой, когда он попил водицы из копытца? Кто похитили мальчика и понесли к бабе-Яге? Девочка смогла спастись, выполнив просьбы кого, чтобы все в сказе закончилось хорошо?

А скажите трудно придумывать сказки? А почему? А вы хотите научиться придумывать сказки?

СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

«В нашей группе чудо совершается. Дети в сказочников превращаются» (Аудиозапись «В гостях у сказки»)

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ (по русской народной сказке «Гуси-лебеди»[2]).

В одном селе («Село и лес» (дом, забор, дерево, кустарник) ОМ «ЛЕГО-конструирование») жили-были батюшка с матушкой и детки: Аленушка и Иванушка (силуэты людей смоделированы из плоскостных геометрических фигур ОМ «Математическое развитие дошкольников»). Однажды, когда родителей не было дома, детки побежали в лес.

А лес то, дремучий, плутали они, плутали, и вдруг встретили говорящих печку и яблоньку (конструирование при помощи пособий ОМ «Дары Фребеля»). Обрадовались Аленушка и Иванушка. И вдруг печка говорит: — Съешьте моего ржаного пирожка. Обрадовался братец, аж подпрыгнул. А Аленушка шепчет, не ешь пирожки, мало ли чего! (при помощи форм красоты ОМ «Дары Фребеля»). Не послушался ее братец и съел все пирожки, да еще всухомятку. Принялся ныть и даже заплакал, пить хочу, дай попить.

Огляделась Алёнушка, видит, не далеко речка с молочком протекает, побежала она к ней. А братец маленький, слушать ничего не желает. Кричит, не желаю ничего знать, пить хочу, да еще и икать стал. Увидел водицу в следочке от копытца и попил (Микроскоп, чашка Петри, лупа ОМ «Экспериментирование с живой и не живой природой). Ну что ты с ним делать будешь, ведь знает, что так делать нельзя, в луже микробы.

А Аленушка завязла в кисельных берегах речки (колбочки, жидкости с разной вязкостью ОМ «Экспериментирование с живой и не живой природой). А братец, знай себе, пьет из лужицы, и вдруг покрылся шерстью шелковистой, сидит, ничего не понимает. Вдруг слышит: мол, попробуй, Иванушка, моих яблок (конструирование при помощи пособий ОМ «Дары Фребеля»). Поднял голову и увидел яблоньку, а на ней яблочки наливные. И Иванушка попробовал. Вдруг выросли на голове рожки, а на ножках — копытца.

Мимо пролетали гуси-лебеди, увидели такого славного козленочка, схватили и понесли его далеко, далеко. Прилетели к домику на курьих ножках, а там бабка сидит, по имени Яга (Пчелка Би-бот и поле с изображением деревьев. ОМ «Робототехника»). Обрадовалась она козленочку, привязала веревкой, а сама пошла печку топить, воду кипятить. А Иванушка догадался, зачем печка топится и стал веревку дергать. Дергал, дергал и оборвал. Побежал в обратный путь (Пчелка Би-бот и коврик ОМ «Робототехника»). Долго бежал, наконец, увидел Аленку, она никак не вылезет из кисельных берегов. Помог братец сестренке.

Пошли они домой, а куда идти не знают. Долго потом Аленушка и козленочек бродили по лесу, наконец, выбрались на тропинку к дому (Пчелка Би-бот и поле с геометрическими фигурами ОМ «Робототехника»).

А дома батюшка с матушкой. Увидели они вместо сына козленочка. Что делать? Долго потом по докторам возили, уколы делали, лекарства давали, процедуры проходили, пока он человеком не стал (пособие № 1, ОМ «Дары Фребеля»).

Соблюдай правила безопасности на природе, а то козленочком станешь, а доктора вылечить не смогут (повторение правил по картинкам)

Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца? (Выслушиваются 2–3 ребенка, рассказывают новую сказку, дополняя друг друга или по очереди).

Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку. Давайте с вами изготовим мультфильм по нашей сказке и подарим его малышам (Мультстудия «Я познаю мир» ОМ «Мультипликация»).

Заключение. Поставленная цель занятия достигнута. При помощи оборудования образовательных модулей программы SТЕМ-образования детям удалось сочинить интересную сказку. В процессе работы были сделаны акценты на важности здорового образа жизни и правилах безопасного поведения в природе.

Список литературы:

1.     Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь¬ного возраста.: учебная программа / Т. Волосовец Т. В. и др. — 2-е изд., стерео¬тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с., ил. 2.     Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4—5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005


[1]Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.

[2] Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4—5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005

Related posts

Использование методов сенсорной интеграции виндивидуальной логопедической работе с детьми с ОВЗ.

by admin
9 месяцев ago

Возможности использования STEM-технологий в иноязычном образовании

by admin
2 года ago

Воспитательный потенциал СТЕМ — образования посредством формирования мягких навыков (softskills) в ходе образовательной деятельности.

by admin
9 месяцев ago