СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Наенко Ольга Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

                              МБОУ ЦО №25 имени Героя СоветскогоСоюза

                                 Водопьянова Михаила Васильевича

                                  г. Старая Купавна, Богородский округ

E-mail: palermo0507@yandex.ru

Аннотация.В данной статье затрагивается значимость сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ОВЗ. Выделяются возможные направления работы для повышения двигательной активности детей с помощью различных развивающих  игр и пособий. Поднимается  вопрос школьной дезадаптации и ее влиянии на формирование базовых интеллектуальных навыков у дошкольников, а также о своевременной помощи специалистов, для социализации детей с ОВЗ.

Annotation.This article touches upon the importance of sensory integration in working with preschoolers with disabilities. Possible areas of work are highlighted to increase the motor activity of children with the help of various educational games and manuals. The issue of school maladjustment and its influence on the formation of basic intellectual skills in preschoolers, as well as the timely assistance of specialists for the socialization of children with disabilities, is raised.

Ключевые слова:сенсорная интеграция, дети с ОВЗ.

Keywords:sensory integration, children with disabilities

В последнее время специалисты, работающие с детьми, говорят о том, что трое из пяти школьников учатся в школе безуспешно.

По оценкам экономистов из-за низкого качества школьного образования потери мирового ВВП могут составить до конца века 11,4%.  Это является следствием того, что средняя школа не формирует базовые интеллектуальные навыки в среднем у 62% учеников.

Универсальные базовые навыки (УБН) нужны детям для конкурентоспособности в будущем. Примерно две трети молодых людей в мире УБН не имеют. Исследования специалистов указывают на отсутствие УБН более чем у половины детей в 101 из 159 обследованных стран, а в 36 странах более — 90%. В странах с высоким доходом УБН не осваивают четверть детей (в Северной Америке -24% детей, в РФ –также 24%). Наилучший показатель в Гонконге, УБН отсутствует у 11%, наихудший- страны Северной Африки — 89%.

Из-за пандемии COVID-19 и школьных локдаунов снизилась возможность получения УБН для детей бедных семей во всех странах. Эти выводы, я думаю, интересны всем, кто работает с детьми.

Мне хочется обратить Ваше внимание на мнение специалистов, работающих с дошкольниками, так как в этом возрасте происходит физиологическое развитие ребенка, способствующее развитию всех сенсорных систем. Есть особая категория детей, которым нужна ранняя помощь, это дети с ОВЗ. Дефектологи и логопеды говорят, о том, что аутистов в нашей стране было бы меньше, если бы с детьми с младшего возраста больше занимались сенсомоторным развитием.

Согласно теории сенсорной интеграции, обучение – это функция мозга, а трудности в обучении указывают на отклонения в функциях нервной системы. До семи лет мозг ребенка развивается, он получает импульсы от непосредственных действий с игрушками [1].

Статическая картинка, используемая взамен манипуляций с игрушками, не передает информацию в мозг. Лица с трудностями в обучении имеют моторные и сенсорные проблемы. Этим людям трудно воспринимать и интегрировать чувственную информацию. Положительное значение сенсорной интеграции заключается в том, что она не заостряет внимание на имеющихся навыках у ребенка, а опирается на улучшение понимания, восприятия, на двигательные возможности ребенка, используя мозговые функции [3].

Неврологи отмечают, проблемы в сенсорной интеграции у детей с дефицитом внимания и гиперактивностью, трудностями в обучении, при РАС, ДЦП, при генетических нарушениях в развитии и т.д [2].

Как правило, дети с ОВЗ имеют проблемы с сенсорной интеграцией в следующем: у них медленная реакция, недостаточный объем внимания и памяти, постоянная усталость, отсутствие внимания на звук, ходьба на кончиках пальцев, есть отдельная группа детей с постоянной потребностью в движении.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается уже во внутриутробном периоде жизни на основе трех базовых систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной. В норме этот процесс должен завершиться к четырем годам, однако во многих случаях этот период у детей с ОВЗ затягивается.

В последнее время дети испытывают недостаток движения, «сенсорный голод», поэтому мозг не получает нужной информации для развития ребенка по возрасту [4]. Одной из проблем школьной дезадаптации, как отмечают неврологи, является легостения, когда у детей выявляется нарушение психического созревания по возрасту.

Большие проблемы начинаются в школе, когда у детей выявляются дислексия и дисграфия, когнитивные и поведенческие расстройства. На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие – это естественный процесс на всех этапах жизни ребенка. Это происходит у детей при развитии в норме, но у детей с ОВЗ все по-другому. У этих детей существуют общая инертность психики, нарушения движений, речи, внимания, памяти, что препятствует формированию целостного восприятия предметов и явлений окружающей среды. Специалисты подмечают, что у детей с ОВЗ, сенсомоторное развитие отстает и происходит неравномерно.

В нашем Центре Образования №25, кроме основных направлений работы с детьми с ОВЗ, большое внимание уделяется физическому развитию.

Детям помогают в игре научиться ориентироваться в пространстве, различать: право –лево, верх- низ. В этом нам помогают красочные игры и пособия по сенсорному развитию, детям они нравятся. Все игры для развития внимания, памяти, мышления, мелкой и общей моторики, ориентировки в пространстве, усвоения схемы тела, рекомендуется использовать по возрасту. Отдельно хочется сказать о развитии мелкой и крупной моторики, графических навыков. Мы привлекаем к этой работе родителей детей с ОВЗ, через консультации, мастер-классы, открытые показы, спортивные праздники, вебинары.

Большое внимание мы отводим и стимуляции стоп детей, ведь площадь использования стопы в правом полушарии такая же, как и руки.

Стимуляция стопы – это усиление опоры всего тела. Как это происходит? Стимуляция рефлекторных точек стопы воздействует на органы чувств, что способствует сенсомоторному развитию, а значит в целом развитию детей с ОВЗ. Известно, что до пяти лет правое полушарие функционально открыто и в нем есть все базовые функции: непроизвольное внимание, неречевой слух, непроизвольное запоминание. Развивать стопу, чувствовать схему тела очень важно.

Стопотерапия – это нестандартный метод в работе с детьми с ОВЗ. Успешная работа по сенсомоторному развитию детей с ОВЗ возможна только при преемственности всех специалистов ЦО и родителей.

Еще хочется сказать о том, что стопотерапия помогает в развитии тактильной сферы и психики. Дети с ОВЗ постепенно начинают чувствовать свое тело, выделять вектор: «Голова-Ноги». Известно, что у детей с ОВЗ затруднена предметная деятельность, понимание: «Право-Лево».

У дошкольников повышается нейродинамика, мышечный тонус, происходит развитие речи, счета, чтения, письма, представлений об окружающем мире и продвижение к дальнейшей социализации. Дети осваивают новые навыки, например, начинают смелее рисовать, так как, улучшается зрительно-моторная координация. Например, детям предлагают рисовать ногой на песке, на снегу. Известно, что многие дети с ОВЗ испытывают трудности с развитием графических навыков, а начав рисовать ногой, у них появляется желание рисовать, а затем уже рисовать руками. Сначала ребята начинают рисовать простые задания: салют, ветки, кружочки и палочки.

Дома с родителями, дети пробуют рисовать ногой красками на листе бумаги с помощью губки для посуды (губка фиксируется к ноге мягкой резинкой), а потом начинают лучше рисовать руками и лепить. В работе по стопотерапии нам очень нравятся в работе массажные кольца, кочки, коврики и массажные мячи. Очень хорошо, что они разной жесткости. Даже со стороны видно, какое удовольствие испытывают дети при соприкосновении ног с этим оборудованием. При этом, если мы включаем спокойную музыку, стихи и песенки при выполнении движений, детям еще интересней, это помогает в работе.

Применение в работе с детьми с ОВЗ стимуляции стопы – это улучшение сенсомоторных возможностей детей. От того, как дети усвоят свое тело, зависит когнитивное, речевое, психическое развитие дошкольников.

Список литературы:

1.Банди А., Ермолаев Д.В. Перевод с англ. Сенсорная интеграция. Теория и практика. Москва: Теревинф, 2018. 53 с.

2.Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом. Москва: Теревинф, 2021. 192 с.

3.Годдарт Блайт С. Хорошо сбалансированный ребенок. Москва: Теревинф, 2017. 192 с. 4.Колдуэлл Ф., Хорвуд Дж. Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция. Москва: Теревинф, 2020. 130 с.

Related posts

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД STEM-ТЕХНОЛОГИЯ «МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР»» ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

by admin
2 года ago

Использование методов сенсорной интеграции виндивидуальной логопедической работе с детьми с ОВЗ.

by admin
1 год ago

Применение методов сенсорной интеграции в целях адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

by admin
1 год ago