ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД STEM-ТЕХНОЛОГИЯ «МУЛЬТСТУДИЯ «Я ТВОРЮ МИР»» ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Чарыкова Оксана Владимировна,

учитель начальных и коррекционных классов

первая категорияМАОУ СШ № 10

г. Бор, Нижегородская область

E-mail:charykova.oksana@yandex.ru

Чтение – вот лучшее учение! (А. Пушкин)

Аннотация. В статье рассматривается актуальность инновационного подхода в современном начальном коррекционном образовании, в том числе STEM-технологиии – внедрение «Мультстудии «Я творю мир»» для развития речи школьников с умственной отсталостью.

Annotation. The article discusses the relevance of an innovative approach in modern primary correctional education, including the STEM approach and the introduction of the “Multi-studio “I create the world”” for the development of the speech of schoolchildren with mental retardation.

Ключевые слова: STEM-образование, умственная отсталость, речевое развитие,  инновационный подход, образовательный модуль «Мультстудия», авторская детская мультипликация.

Keywords: STEM-education, mental retardation, speech development, innovative approach, educational module «Cartoon Studio», author’s children’s animation.

Сегодня в нашем обществе существует глобальная проблема – люди мало читают книги! Их жизнью быстро и беспощадно овладевает интернет, это паук, который окутал паутиной весь мир. Поэтому данная проблема присутствует и в речевом развитии у младших школьников, а тем более у детей с умственной отсталостью. Особенно это наблюдается на уроке чтения в классе детей с интеллектуальными нарушениями: дети не выговаривают буквы, в большинстве случаев также имеют короткую память, слабо знают русский алфавит, не могут читать и писать под диктовку. Чтобы решить данную проблему, изучить и запомнить буквы алфавита, научить чётко и правильно проговаривать буквы, на первом этапе мною была скорректирована тема самообразования: Развитие речи на уроке чтения у младших школьников с умственной отсталостью посредством современных технологий образования.

Работа выстраивалась из следующих этапов:

— чтение художественной литературы по программе и внеклассное чтение;

— инсценировка небольших художественных произведений школьной программы;

— работа над выразительностью речи;

— показ сценок другим классам;

— сочинение сказок;

— знакомство с образовательным модулем Мультстудия «Я творю мир»;

— работа над сценарием;

— раскадровка;

— изготовление персонажей;

— покадровая съёмка;

— озвучивание;

— демонстрация готового мультфильма;

— участие в конкурсах.

Рисунок 1 Чтение по ролям

Рисунок 2 У памятника М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Научные исследования Льва Семёновича Выготского (и других педагогов – исследователей), которые, на мой взгляд, очень правильно изложили свои идеи о проявлении потребности детей в творчестве ещё с дошкольного возраста [1]. А вид творчества, как мы знаем, зарождается из индивидуальных возможностей каждого ребёнка. И у нас в классе через творческую продуктивную деятельность и началось изучение обучающимися букв и звуков русского алфавита: мы рисовали буквы пластилином, сочиняли сказки о любимых буквах, читали «словолодочки».

Главное, было сформировать навык усваивающего чтения. Учились понимать речь друг друга (так как из-за дефектов речи некоторых детей – алалии, дислексии, своеобразной манеры чтения учащегося с синдромом Дауна, дети не могли понять слова), учились отвечать на вопросы по тексту, распознавать буквы и слова в тексте; учились сами задавать вопросы по тексту; сами составлять план пересказа небольшого текста. Мои ученики просто не могли общаться со сверстниками и взрослыми в полной мере. Ко мне пришли дети из разных классов и школ, которых не учили общаться.

Именно современные STEM-технологии способны дать толчок речевому развитию, так как они более доступны пониманию ребёнка с ОВЗ.

Рисунок 3 Инсценировка «Незнайка и друзья»

Рисунок 4 Инсценировка «Снежная шапка» В. Бирюкова

Участвуя в ролевых коллективных играх, дети овладевают многообразием форм общения друг с другом. В игре начинает действовать не только имеющийся запас речевых приёмов: в ней происходит их активное пополнение новыми формами.

Очень хорошо мотивирует школьника к общению – собеседник. Даже если это виртуальный герой мультфильма или реальный одноклассник. Дети хотят общаться, но не умеют это делать. А в играх и инсценировках происходит обучение общению в непосредственной обстановке и, как будто – бы играя роль.

Для развития навыков речи применяется моделирование ситуации общения. На занятиях по ознакомлению детей со сказками, рассказами, художественными произведениями, вначале я не читаю, а рассказываю, например, сказку, сопровождая ее действиями с фигурками пальчикового или настольного театра (можно использовать и наборы кукол би-ба-бо). Далее с детьми моделируем разные ситуации, в которые не попадал герой, но мог бы попасть. Дети придумывают, что могло бы случиться в той или иной ситуации.

Говоря о проблеме формирования речи у детей с умственной отсталостью, необходимо учитывать и то, что как правило, у них дома низкий уровень бытовой культуры, чаще отсутствие литературы, безграмотная агрессивная речь близких, в лучшем случае дети общаются с телевизором, в котором не всегда всё положительно.

Развитие речи на уроке чтения у младших школьников с умственной отсталостью возможно посредством использования современных технологий образования.

Мне необходимо в своей работе мотивировать детей к чтению не только в классе, но и дома, используя детскую внеклассную литературу.

Немаловажной для меня остаётся задача научить читать осознанно (погружаясь в текст и представляя происходящее в форме мыслительного перевоплощения – вхождения в мир произведения), с целью научиться отвечать на вопросы и задавать вопросы самим, составить план по прочитанному тексту, а также, чтобы дети могли общаться между собой и со мной о прочитанном.

Кроме всего вышеперечисленного, ознакомить с современными технологиями образования, учить создавать обучающихся анимационные фильмы по небольшим стихотворениям.

Ведущей моей деятельностью стало приобщение учащихся к творчеству, которое способствует речевому развитию, а также формированию креативности (творческих способностей) младших школьников.

Целевое назначение – через современные технологии образования (в том числе, анимационное творчество) развивать речь обучающихся коррекционного класса.

В своей работе мною использованы современные образовательные технологии:

— мнемотехнологии;

— квест – игры, викторины;

-инсценировка художественного произведения – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии как столкновение характеров в поступках.

— Анимационное творчество.

На сегодня основные мультипликационные технологии включают в себя 2D, 3D, покадровую анимацию (stop-motion). Кроме того, существуют различные виды мультипликации, для которых также нужны определенные навыки, умения и условия. К примеру, игольчатая, песочная мультипликация или мультипликация на воде. Более того – каждый вид можно разделить на подвиды, например, stop-motion мультипликация бывает пластилиновая, кукольная, бумажная, и так далее.

Работа с детьми коррекционного класса выстраивалась на протяжении нескольких лет поэтапно:

На 1 этапе: формируется интерес к чтению произведения через мнемотаблицы (раскадровка будущего мультфильма).

На данном этапе – читаем внеклассное произведение – стихотворение Андрея Усачёва «Гном – астроном»;

Беседуем о прочитанном: что поняли?

Находим слово «Гном» и делаем подсчёт – 5+заголовок.

Пробуем объяснить трудные слова: «Астроном», «Верхолаз», «Телескоп», «Светило», «Живые огонёчки», «Забрезжил свет»; находим значение слов и словосочетаний в словарях и википедии.

Читаем по ролям, парами, по четырёхстрочию; учим интересные четверостишия.

Далее – делаем раскадровку: рисуем схему для быстрого запоминания стихотворения, используя (как в мнемотаблицах) готовые шаблоны деталей.

На 2 этапе: развивается навык осознанного чтения через викторины, квесты, кластеры. Отвечаем на вопросы по тексту стихотворения, стараясь отвечать, соблюдая рифму. Создаём мини – кластер – «путешествие» по стихотворению: герой – Гном – что делал? – звёзды («смотрел на звёзды»), книги («книжки умные читал»), ракета («и в мечтах к звезде далёкой на ракете улетал») …

На 3 этапе: развиваются коммуникативные умения и навыки через инсценировку произведения – погружение в сказку — театрализованная постановка. Испытываем эмоции и чувства героев.

Создаём и одушевляем неодушевлённые предметы, наполняем их легендой и наполняем жизнью.

«Старый вяз» может вздыхать, «умные книжки» – хихикать, река – журчать и звенеть.

На 4 этапе: знакомимся с инновационными STEM-технологиями образования, с модулем Мультстудия «Я творю мир». Определяем вид будущей анимации, выбираем оператора, готовим декорации и героев.

На 5 этапе: создаётся продукт — мультфильм.  Осуществляем покадровую съёмку, монтаж, озвучивание. И вот продукт готов!

Особое место в работе с такими детьми занимает метод сочинения историй. Таким примером служит мультфильм «Весёлый медвежонок», авторами и создателями которого являются девочки 11 лет.

Для детей были созданы условия для преобразования немотивированных эмоциональных переживаний в интеллектуальные: с осмыслением, пониманием, оценкой. Образное мышление и воображение позволяет детям… проявить задатки литературного творчества. Художественные произведения должны быть подобраны так, чтобы ознакомить с разными сторонами окружающей жизни: миром природы, миром людей, собственным внутренним миром. Также, вводится длительное чтение, когда детям на протяжении нескольких дней частями читают достаточно объёмные произведения или циклы рассказов. В качестве итоговых мероприятий проводятся литературные конкурсы, игры, досуги и праздники [2].

В 2021 – 2022 учебном году была проведена работа с обучающимися 4 коррекционного класса по речевому развитию через детскую мультипликацию. Применялись этапы работы, описанные выше.

Анализ достигнутых результатов проводился в кружковой деятельности детей 10-12 лет с интеллектуальными и речевыми нарушениями в течение 2 уроков с применением:

— беседы;

— наблюдения за общением со сверстниками.

В работе с детьми использовались проблемные ситуации, творческое сочинение историй, мнемотехника, речевые упражнения и игры.

По итогу можно сделать следующие выводы:

— у большинства детей сформирован интерес и потребность к познанию нового через чтение (дети записаны в библиотеку);

— развит навык осознанного чтения художественных произведений, (дети научились задавать и отвечать на вопросы, умеют составлять план любого произведения);

— у большей части школьников развиты коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми (дети дружат и находят общие интересы);

— дети знакомы с STEM-технологией «Мультстудия» (знают основы создания анимационного фильма и умеют создавать короткометражные мультфильмы по небольшим стихотворениям, озвучивают их самостоятельно).

С результатами работы – авторскими мультфильмами, дети участвовали в конкурсах разного уровня и получили награды: сертификаты, дипломы и грамоты за участие. Особенно выделяется Диплом в номинации «Звезда интернета» работа «Гном-астроном» 4 «К» класс ФЕСТИВАЛЯ «МУЛЬТГАЛАКТИКА – 2021».

Рисунок 5 Пробная фиксация камеры и захват большого пространства

Список литературы:

  1. Андрианова В.А. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В РАБОТАХ Л. С. ВЫГОТСКОГО // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031981?ysclid=lbxkuh8h6972922751 (дата обращения: 27.12.2022 ) .
  2. Муродходжаева Н.С. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»»: учебно- методическое пособие / Н.С.Муродходжаева, В.Н.Пунчик, И.В.Амочаева, И.И. Казунина, В.Ю.Полякова / Под общ.ред. Н.С.Муродходжаевой.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.-207.

Related posts

Использование методов сенсорной интеграции виндивидуальной логопедической работе с детьми с ОВЗ.

by admin
1 год ago

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

by admin
2 года ago

Применение методов сенсорной интеграции в целях адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

by admin
1 год ago