Каменская Маргарита Александровна

Студентка

ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

murka.kamenskaya@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития языковых способностей детей при применении STEM-образования в процессе изучения иностранного языка. Проанализированы возможности внеурочной деятельности.

Ключевые слова: технология, STEM-образование, младшие школьники, внеурочная деятельность, иностранный язык

Период начальной школы для ребёнка является очень значимым. Это период младшего школьного детства, он охватывает возраст от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует с первого по четвертый класс школьного образования. Переход к школьной жизни – переломный период в жизни ребенка. Он перестает быть воспитанником детского сада и становится учеником, меняется его позиция в семье. У ребёнка появляется больше обязательств, меняется его ведущая деятельность, место игры постепенно занимает учеба.

Особое значение имеет период младшего школьного возраста для языкового образования ребенка. Исследования педагогов и психологов, таких как А.С. Белкин, Л.А. Венгер, М.Н. Емельянова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин обращают внимание на то, что именно в этом возрасте ребёнок в наибольшей степени готов к овладению определенной системой действий, которая впоследствии благотворно скажется на его обучении. Важно уделять этому периоду особое значение, он является значимым и восприимчивым. Период, когда меняется ведущая деятельность ребёнка никак нельзя обойти стороной. Происходит перестройка организма ребёнка, начинается кризис семилетнего возраста.

С точки зрения психологии, при изучении нового языка в младшем школьном возрасте происходят изменения в коре головного мозга младшего школьника. Запускается сложный процесс: начинает складываться новая речевая система, которая взаимодействует с уже формирующейся системой родного языка. Две языковые системы сосуществуют вместе и оказывают друг на друга обоюдное влияние. Накладываясь друг на друга, эти системы могут как уменьшать, так и увеличивать результативность освоения языка.

С точки зрения педагогики, изучение второго языка в период младшего школьного возраста представляет собой особый процесс. Суть данного процесса заключается в зарождении и становлении элементарной коммуникативной компетенции ребенка младшего школьного возраста на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.

Теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяет выделить ряд психолого-физиологических, педагогических и лингводидактических особенностей детей младшего школьного возраста. Учет данных особенностей позволяет более эффективно выстроить образовательный процесс обучения второму языку младших дошкольников. Нельзя обойти стороной выделенные особенности, поскольку это чревато низкой результативностью обучения, а также потенциальными трудностями для самих детей. Неверный подход в обучении впоследствии может привести к снижению мотивации к освоению второго языка.

Рассмотрим в первую очередь психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, которые следует учитывать при обучении детей иностранному языку. Разработкой данного вопроса занимались отечественные педагоги и психологи: А. Валлон, И.А. Зимняя, В.В. Давыдов, А.Я. Иванова, М.В. Матюхина, Б.В. Беляев, Л.И. Петрова, В.Н. Пугач, Л.А. Ясюкова. К психолого-физиологическим особенностям относят:

— дети младшего школьного возраста склонны повторять особенности иноязычной речи педагога или наставника;

— мелкая моторика пальцев рук является еще является недостаточно развитой;

— в первую очередь происходит развитие устной диалогической речи;

— в младшем школьном возрасте происходит активное зарождение и развитие автоматизмов действий;

— для детей младшего школьного возраста характерна повышенная работоспособность организма и низкий уровень утомляемости;

— процессы восприятия, памяти и внимания все еще носят непроизвольный характер;

— начинают проявляться особенности в протекании волевых процессов;

— дети младшего школьного возраста уже имеют способность контролировать свою учебную деятельность;

— в период младшего школьного детства начинают происходить изменения в коре больших полушарий головного мозга;

— у детей младшего школьного возраста начинают изменяться подкорковые структуры головного мозга;

— основу процесса запоминания у детей младшего школьного возраста составляют наглядно-образное, конкретно-образное, художественное восприятие и мышление;

— начинает формироваться произвольность в познавательных процессах, что проявляется в появлении контроля со стороны ребёнка к своей учебной деятельности: младшие школьники уже стремятся и способны соответствовать требованиям учителя, могут выполнять поставленные задачи, следовать рекомендациям педагога;

— младшие школьники уже обладают способностью к планированию учебной деятельности, что выражается в умении осознать и понять цель своих действий, проанализировать объекты, поставить задачи, найти возможные способы их решения, выстроить последовательность действий, представить результат своей деятельности;

— дети младшего школьного возраста обладают сильной восприимчивостью в своих реакциях на происходящие события, они отзывчивы и готовы к деятельности, также они очень впечатлительны;

— дети младшего школьного возраста способны к рефлексии, что относительно учебной деятельности, что выражается в способности оценить и проанализировать результаты своей деятельности;

— в течение урока дети младшего школьного возраста благодаря учебно-познавательному интересу способны поддерживать желание изучать иностранный язык.

Теоретический анализ работ отечественных педагогов и психологов по проблеме особенностей детей младшего школьного возраста позволил выделить ряд педагогических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении детей иностранному языку. В число анализируемых трудов вошли труды следующих ученых: Л.С. Выготского, А.К. Марковой, Е.Н. Степановой, С.Ю. Юдиной, Н.В. Елухиной. Отметим три ключевые педагогические особенности детей младшего школьного возраста:

— меняется позиция ребёнка в семье, что влечет за собой изменения стиля семейных отношений, данные изменения происходят по причине постепенной смены ведущей деятельности ребёнка – с игровой на учебную, под влиянием учебной деятельности происходят метаморфозы во всех сферах жизни младшего школьника;

— в жизни младшего школьника ключевую роль начинает играть первый учитель, который по своей авторитетности приближается к родителям, а в некоторых вопросах (связанных, например, с учебой) становится более авторитетным, влияние личности учителя во многом определяет отношение детей со взрослыми в целом, особенно велико это влияние в течение первых двух лет обучения в начальной школе;

— социально значимой деятельностью ребёнка младшего школьного возраста становится учебная деятельность, которая также становится ведущей на период младшего школьного возраста.

Отечественные педагоги (Н.Д. Гальскова, Г.И. Богин, И.И. Халеева) в исследованиях по проблеме выделения лингводидактических особенностей обучения детей иностранному языку делают вывод о необходимости знания определенных способов, с помощью которых дети могут быть обучены иностранному языку. Для повышения результативности обучения детей данные особенности учитывать необходимо в обязательном порядке, нельзя нивелировать их роль. В период младшего школьного детства происходит системное развитие и становление познавательных процессов детей. К этим познавательным процессам относятся память, внимание и мышление. Развитие данных процессов оказывает значимое влияние на освоение детьми второго языка, в общем случае, можно сказать, что развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте определяет развитие языковых способностей детей. Тем не менее, нельзя утверждать наличие или отсутствие таковых способностей у младших школьников по той причине, что процессы находятся еще в периоде своего развития и формирования. Необходимо направить усилия на их продуктивное развитие и совершенствование.