Золотарева Марина Исаевна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования №30

имени дважды Героя Советского Союза

Главного Маршала авиации

Колдунова Александра Ивановича»

г. Электроугли

marina_zolotareva_2018@mail.ru

Аннотация. В статье подробно рассматривается синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Описываются основные проявления этого состояния, механизмы развития концентрации внимания, а также коррекционно – развивающие методы с применением STEM технологий. Излагаются теоретические подходы к изучению способностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактиваностью, показаны способы и приёмы модулей STEM программы, ориентированные на профилактику развития дефицитарных компонентов психических функций детей.

Статья предназначена педагогов и психологов, дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений, других специалистов, занимающимися вопросами оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Ключевые слова: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, развитие концентрации внимания, STEM технологии, мультстудия, мультипликация.

Annotation. The article discusses in detail the attention deficit hyperactivity disorder in children. The main manifestations of this condition, the mechanisms of attention concentration development, as well as correctional and developmental methods using STEM technologies are described. Theoretical approaches to the study of the abilities of children with attention deficit hyperactivity disorder are presented, methods and techniques of STEM program modules aimed at preventing the development of deficient components of children’s mental functions are shown.

The article is intended for teachers and psychologists, speech pathologists, preschool educators, and other specialists involved in helping children with attention deficit hyperactivity disorder.

Keywords: children with attention deficit hyperactivity disorder, attention concentration development, STEM technologies, cartoon studio, animation.

Введение

Целью образования является гармоничное развитие подрастающего поколения.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников для подготовки к новой ступени социального развития. При стартовых возможностях важен уровень психического развития у дошкольников. Дошкольный возраст признан педагогами-психологами этапом интенсивного психического развития ребенка (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

На научном уровне актуальность исследования определяется необходимостью изучения психических процессов и разработки оптимальных способов и приемов развития детей с низким уровнем данных компонентов. Следует отметить важность исследований, направленных на изучение развития психических способностей у детей. (Н.Н. Заваденко, С. Н. Мухина)

На методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что в современной науке развитие концентрации внимания у старших дошкольников формируется при использовании творческого подхода, продуктивной деятельности. Применение STEM-технологий в развитии психических функций дошкольников свидетельствуют о положительной динамике развития внимания и мышления. Внедрение модулей STEM в образовательную деятельность является важным способом повышения эффективности педагогической работы в ДОУ.

«В душе каждого ребёнка

есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский.

Всё чаще педагоги и родители сталкиваются с проблемой «сложных» детей. Как узнать, кто они «сложные» дети? Понимают ли взрослые какие сложности возникают в развитии психических функций у таких детей и как помочь развить их творческий потенциал.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий, или не выполнения заданий на занятиях в ДОУ. Дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать.

Однако показатели внимания таких детей также подвержены существенным колебаниям. Дети могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться. Подобная избирательность внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от определённой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

Наряду с трудностями концентрации внимания им свойственна выраженная отвлекаемость. Гиперактивные дети отвлекаются на любые раздражители, которые встречаются им непосредственно в ходе выполнения того или иного задания.

Нарушения внимания проявляются в трудностях его удержания (ребёнок не собран, нем может самостоятельно довести выполнение задания до конца), в снижении избирательности внимания (неспособен надолго сосредоточиться на определенной деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. При этом большинство таких детей имеют хороший уровень интеллектуального развития.

Внимание рассматривается как особая психическая функция, отвечающая за определение и прослеживание значимого объекта или идеи и выработку соответствующей реакции на них. Поддерживаемое внимание — это способность сохранять необходимую реакцию во время продолжительной и повторяющейся деятельности. Избирательное внимание бывает двух видов – направленное и распределенное. Направленное внимание – это способность дискретно реагировать на специфические зрительные, слуховые, кожно – кинестетические стимулы. Распределенное внимание – это способность осуществлять несколько когнитивных операций в ходе выполнения одного и того же задания.

Формирование функций внимания в детском возрасте – длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой обучением. Существует несколько стадий развития внимания, и ребенок последовательно проходит их по мере взросления. Процесс этот медленный и постепенный, в переходные периоды формирования функций внимания удаётся обнаружить признаки больше чем одной стадии. Проблемы возникают в тех случаях, когда особенности поведения и развития внимания ребёнка оказываются не соответствующими для данного возраста, для более ранних возрастных периодов.

В период от 5 до 7 лет происходит трансформация — внимание во все большей степени оказывается под контролем внутренних логических процессов.

Внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающих успешность образовательного процесса. Дети с нарушениями внимания выключаются из работы во время занятий на необоснованно продолжительное время, не в состоянии вырабатывать когнитивные стратегии для анализа условий заданий и сосредоточиваться на их выполнении, что приводит к слабой успеваемости. Поведение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью старшего дошкольного возраста, обусловленные с расстройствами внимания, сближают их с детьми младшего возраста.

Для оценки поддерживаемого внимания используется тест непрерывной деятельности и проба на время реакции. Испытуемому предъявляются последовательности зрительных или слуховых сигналов. Необходимо среагировать нажатием кнопки на появление стимульного сигнала. Такое монотонное задание требует длительной направленной концентрации внимания. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обычно допускают большое количество ошибок.

Концентрация и устойчивость внимания может исследоваться с помощью доступных «бланковых» методик. Например: корректурная проба, или тест на вычеркивание.

Направленное внимание может быть оценено с помощью субтеста «кодирование» из методики исследования уровня интеллектуального развития Векселя.

Метод для оценки импульсивности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью стал тест на подбор знакомого изображения.

Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять различные походы, в том числе и работу с родителями, работу с педагогами, методы психолого – педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направление на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, а также его двигательных функций.

Методы:

Задача педагога в образовательной деятельности при формировании концентрации внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, применение новых более эффективных методов.

Одним из новых универсальных, доступных методов развития у детей дошкольного возраста с СДВГ внимания, мышления, воображения, творческого потенциала, взаимодействия в группе, трудолюбия, инициативности, настойчивости и ответственности, является использование STEM технологий .Применение образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» это освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий, освоение медийных технологий, организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Мультипликация в руках педагога оказывает особое развивающее влияние на ребенка.

Данный метод способствует формированию познавательного интереса, развитию всех компонентов речевой системы у дошкольников, установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Мультипликация может быть использована как наглядный метод воздействия на ребенка, значительно повышающая образовательную мотивацию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Повышается осознанность воспринимаемого материала, сюжет мультфильма, образы героев, звуковое сопровождение, заставляют детей сопереживать, прожив сюжет с героями.

У детей формируется эмоционально – чувственная реакция, проявляющаяся в разных формах, в том числе и в форме речевого высказывания.

Это индивидуализация образовательного процесса. Работа над мультфильмом позволяет сформировать разные стороны речи, фонетико – фонематическую, просодическую, лексико – грамматическую. Это всё создает базу для овладения ребенком связного речевого высказывания.

Существуют нормы образовательной деятельности детей с компьютером в ДОУ. Владеть компьютером при создании сюжета мультфильма дети 6–7 лет могут не больше 15 минут.

Занятия проводятся не чаще 3 раз в неделю. В дни высокой работоспособности, вторник, среда и четверг. После работы с компьютером необходимо провести гимнастику для глаз.

Перед съемкой проводится предварительная работа. Педагог читает сказки, беседует по лексической теме недели, показ мультфильма. Далее выбирается сюжет мультфильма, подбираются игры и упражнения. Для закрепления уже знакомого материала и реализации образовательных и воспитательных задач.

Процесс образования и развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью требует длительного времени. Необходим особый индивидуальный поход. Они нуждаются в эмоциональной поддержке на занятиях.

Детская мультипликация уникальна ещё тем, что включает в себя огромное число различных видов деятельности. Работа над мультфильмом стимулирует детей придумывать сюжеты для сценариев, озвучивать роли, дети пробуют себя в качестве аниматоров, операторов аудио- и видео съемки, изучают специальные программы для анимации, осуществляют монтаж отснятого материала. Осваивают новые виды продуктивной деятельности.

Структура развивающей образовательной деятельности:

Организационный момент:

Работа по сюжету мультфильма

Упражнение на развитие познавательных процессов (речь, внимание, память, мышление)

Двигательная минутка

Упражнение на развитие коммуникативных навыков

Продуктивная деятельность

Подведение итога (рефлексия)

Декорации к мультфильму и герои чаще всего дети рисуют или лепят во второй половине дня. Использую подгрупповую форму работы.

Используя технику анимации «перекладка», дети концентрируют своё внимание при работе с ножницами, вырезая героев мультфильма.

Пластилиновая анимация требует от детей усидчивости и моторных навыков, персонажи могут быть объемные и плоские.

Предметная анимация позволяет развить конструктивные способности, возможно использование конструктора LEGO, с помощью конструктора реализовать замысел, так же используются различные фигурки, для обыгрывания сюжета, наборы дидактической системы Ф. Фребеля и т. д.

Сыпучая анимация реализуется с помощью песка, крупы, бусин, кофе. Работа с таким материалом оказывает успокаивающие действия на психику детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, снимает стресс.

Пиксиляция, позволяет ребятам самим стать героями мультфильма.

Результаты использования метода мультипликации в коррекционной образовательной работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью показали, что у детей формируется концентрация внимания, усидчивость, активизируются мыслительные процессы, развивается логика, увеличивается словарный запас, составляют описательные, повествовательные рассказы, проявляют фантазию.

Интегрируя метод мультипликации с помощью модулей SEM технологий («дидактическая система Ф. Фребеля», «LEGO — конструирование», образовательный модуль «Робототехника») в образовательные области, при коррекционной помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью повышается уровень мотивации обучаемого. Диагностика в виде мониторинга на конец года показала, видна значительная динамика развития концентрации внимания, речевого развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития. Дети обладают командным методом работы, умеют договариваться, делать выводы – заключения своих действий. Развита логика мышления.

Создание мультфильма очень увлекает детей, захватывает, завораживает. А сколько счастья в глазах детей, когда они видят продукт своего творчества.

Литература:

  1. Н. Н. Заваденко. Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112с. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

  2. Муродходжаева Н. С., Пунчик В. Н., Амочаева И. В. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Н. С. Муродходжаевой. – М.: БИНОМ; Лаб. знаний, 2019. – 207 с.

  3. Мухина С. Н., Способы психомоторного развития дошкольников. Монография – М.: УЦ Перспектива, 2019. – 232 с.